Проверяемый текст
Николаенко, Валерий Дмитриеви; Военно-политическая интеграция на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы развития (Диссертация 2005)
[стр. 84]

84 операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН и ОБСЕ, координацию действий по вопросам разоружения и контроля над вооружениями, сокращение и ограничение военной деятельности, согласование усилий по охране внешних границ и другие.
Концепция закрепляет приверженность государств-участников целям устранения войн и вооруженных конфликтов из системы международных отношений*1.
Вместе с тем при возникновении угрозы безопасности наряду с незамедлительным приведением в действие механизма совместных консультаций важная роль, согласно Концепции коллективной
безопасности ДКБ, принадлежит стратегическим ядерным силам Российской Федерации, которые «выполняют функцию сдерживания от возможных попыток осуществления агрессивных намерений против государствучастников в соответствии с военной доктриной Российской Федерации»5.
Обострение ситуации в Афганистане, потребовавшее уже осенью 1996 г., а затем и летом 1998 г.
принять меры по ограждению южных рубежей зоны действия Договора и Содружества в целом от внешних посягательств, расширение НАТО и его приближение к западным границам государств-участников Договора.
Сохранение напряженности на кавказском направлении требовали перехода на более высокую ступень военно-политической интеграции.
Речь шла о реальном создании региональных сил коллективной безопасности как основы региональных подсистем единой системы коллективной безопасности.
Одновременно требовался более высокий уровень военно-технического сотрудничества.
И во внешнеполитической области на повестку дня выдвигалась задача более
1Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности.
Документы по вопросам формирования системы коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности.
Вып.

Ха 2 .С .
23.28.
1Там же.
С.
24.
[стр. 90]

статьей 51 Устава ООН государства-участники незамедлительно известят Совет Безопасности ООН.
При этом согласно статье 6 ДКБ «решение об использовании вооруженных сил в целях отражения агрессии в соответствии со статьей 4 настоящего Договора принимается Главами государств-участников», а их использование «за пределами территории государств-участников может осуществляться исключительно в интересах международной безопасности и в строгом соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и законодательством государствучастников настоящего Договора»1.
Договор с самого начала рассматривался его участниками как направленный на разрешение всех разногласии между ними, а также с другими государствами мирными средствами и как составная часть создаваемой в Европе и Азии системы коллективной безопасности.
Часто ДКБ сравнивают с Варшавским договором 1955 г.
В тот период конфронтации Востока и Запада речь шла о создании инструмента преимущественно военного и только во вторую очередь политического, который мог бы реально противостоять военному блоку НАТО.
Следует учитывать, что это происходило в разгар противоборства двух систем, когда скрупулезно подсчитывалось соотношение сил между двумя лагерями по численности военнослужащих, боевых самолетов, танков, артиллерии, надводных кораблей, подводных лодок и т.п.
Разумеется, при выработке ДКБ был использован опыт Варшавского Договора, но весьма критически и выборочно, поскольку предусмотренная в нем жесткая форма интеграции и командное содержание, диктуемое из единого центра, себя исчерпали, по крайней мере, для постсоветского пространства.
I Договор о коллективной безопасности // Документы по вопросам формирования системы коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности.
Выпуск
№ 2.М.: Изд-во «Арбат-Информ», 2000.
С.6-7.
90

[стр.,95]

мость, не было.
Дело в потребностях разноскоростного развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Взаимодействие государств-участников в рамках Договора, которое начало приобретать реальные очертания спустя лишь несколько лет после его подписания, осуществлялось в соответствии с утвержденными СКВ Концепцией коллективной безопасности и планом ее реализации, Декларацией государств-участников ДКБ от 10 февраля 1995 г., Основными направлениями углубления военного сотрудничества государствучастников Договора.
В соответствии с Концепцией коллективной безопасности государства-участники Договора приоритетными направлениями совместных усилий по предотвращению военной угрозы считают участие совместно с другими государствами и международными организациями в создании систем коллективной безопасности в Европе и Азии, расширение мер доверия в военной области, установление и развитие равноправных партнерских отношений с различными военно-политическими организациями и региональными структурами безопасности, проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН и ОБСЕ, координацию действий по вопросам разоружения и контроля над вооружениями, сокращение и ограничение военной деятельности, согласование усилий по охране внешних границ и другие.
Концепция закрепляет приверженность государств-участников целям устранения войн и вооруженных конфликтов из системы международных отношений .
Вместе с тем при возникновении угрозы безопасности наряду с не* замедлительным приведением в действие механизма совместных консультаций важная роль, согласно Концепции коллективной
безопасно1Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности.
Документы по вопросам формирования системы коллективной безопасности государствучастников Договора о коллективной безопасности.
Выпуск
№ 2.
С.
23,28.
95

[стр.,96]

сти ДКБ, принадлежит стратегическим ядерным силам Российской Федерации, которые «выполняют функцию сдерживания от возможных попыток осуществления агрессивных намерений против государствучастников в соответствии с военной доктриной Российской Федерации» .
Обострение ситуации в Афганистане, потребовавшее уже осенью 1996 г., а затем и летом 1998 г.
принять меры по ограждению южных рубежей зоны действия Договора и Содружества в целом от внешних посягательств, расширение НАТО и его приближение к западным границам государств-участников Договора, сохранение напряженности на кавказском направлении требовали перехода на более высокую ступень военно-политической интеграции.
Речь шла о реальном создании региональных сил коллективной безопасности как основы региональных подсистем единой системы коллективной безопасности.
Одновременно требовался более высокий уровень военно-технического сотрудничества.
И во внешнеполитической области на повестку дня выдвигалась задача более
тесного согласования позиций по ключевым вопросам, формирования подлинно союзнических отношении.
Таким образом, объективно возник вопрос о степени готовности государств к более продвинутым параметрам военно-политической интеграции, хотя не все из них отвечали и существующему уровню.
Являясь полноправными участниками договора, такие государства, как Азербайджан, Грузия, Узбекистан на практике проявляли все меньше стремления к сотрудничеству с другими государствами-участниками, не подписывали многие документы, все больше выступали с особых позиций.
Здесь играли роль объективные и субъективные трудности: отсутствие в тот период средств для введения льготного, преференциального режима военно-технического сотрудничества или эффективных меха1Там же.
С.
24.
96

[Back]