Проверяемый текст
Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лек¬ций. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. — 512 с. (Серия «Учебный курс»)
[стр. 21]

«работать» при оценке решений по конкретным социально-экономическим вопросам, относящимся к отдельным организациям1.
Такие решения «можно назвать эффективными, если наилучший результат достигнут при заданных временных издержках выбора».

Оценка же результатов решений по преобразованию экономических отношений в масштабах страны на основе только названного критерия проблематична.
Главная трудность — определить параметры «временных» и «самых низких издержек».

Проводимые в России реформы могут быть оценены объективно только с учетом обобщенных критериев.

Оценивать эффективность отдельных процессов деятельности органов государственного управления вне связи с другими, пытаться, скажем, экономическую стратегию рассматривать обособленно от социальной, а последнюю вне зависимости от государственного строительства, значит, заведомо обрекать себя на ошибки.
В переходный период влияние изменений, происходящих в одних сферах общества, на процессы в других сферах особенно велико.
Прежде всего это проявляется во взаимозависимости преобразований в
экономике, политике и социальной сферах.
Тем и объясняется необходимость в
выработке комплексных методах и критериях оценки эффективности управления: политико-экономических, социально-экономических и социально-политических.
В практической же деятельности органы власти и управления тяготеют к критериям, ограниченным отдельными областями общественной жизни или даже видами решений.
Значение общих комплексных критериев эффективности управления не умаляет роли критериев специфических.
В литературе последнего времени активно обсуждаются вопросы эффективности
государственного аппарата, законодательной деятельности, проблемы эффективности технологий государственного управления.
В частности, всесторонне анализируются понятие эффективности
государственного аппарата, его критерии и модели в 1Игнатов В.
Повышение эффективности государственной власти и управления — жизненно важная проблема сохранения российской государственности /Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России.
Вып.
1.
Ростов н/Д, 1998.
С.
5.
[стр. 122]

Едва ли, однако, можно оценить в рублях (или в долларах) законы, получившие жизнь, подсчитать стоимость затраченного коллективного интеллекта и той практической пользы, которую приносят обществу добротно отработанные законы, соответствующие современным достижениям правовой теории и правоприменительной практике.
Следует напомнить тем, кто на рубли оценивает законотворчество высшего законодательного органа государства, что они рискуют допустить ошибку, ибо речь идет об оценке эффективности деятельности не только интеллектуальной, но и архисложной и ответственной, результаты которой могут жить десятилетия.
Эффективность государственного управления слагается из взаимодействия многих факторов, из совокупности результатов управленческой деятельности во всех сферах государственной и общественной жизни.
Поэтому анализом общих критериев эффективности не исчерпывается рассматриваемая проблема.
Наряду с общими критериями эффективности в науке и практике используются специфические для каждой сферы управления: политической, социальной, экономической и др.
В содержание каждого из них также включается общее требование: соответствие результатов управленческой деятельности определенным государственным ценностям, целям и нормам, принципам управления и общественным интересам.
Специфика же определяется существенными признаками эффективности, проявляющимися только в данном виде управления.
Например, для политического управления — это уровень развития политической активности масс и защита прав и свобод человека; для социального — обеспечение повышения качества жизни и т.д.
Общий критерий конкретизируется и дополняется особенным, применяемым для определения эффективности управления отдельными сферами общественной жизни.
Так, известное в теории определение эффективности управленческой деятельности как отношения «чистых положительных результатов (превышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат» может успешно «работать» при оценке решений по конкретным социально-экономическим вопросам, относящимся к отдельным организациям.
Такие решения «можно назвать эффективными, если наилучший результат достигнут при заданных временных издержках выбора»
[3].
Оценка же результатов решений по преобразованию экономических от ношений в масштабах страны на основе только названного критерия проблематична.
Главная трудность — определить параметры «временных» и «самых низких издержек».

Не обойти и вопроса о содержании понятия «издержки».
Глобальные экономические решения (да и не только) так или иначе затрагивают социальную сферу и политику, где не пред ставляется возможным посчитать «чистые положительные результаты», равно как и «допустимые» или «заданные временные», «самые низкие издержки».
Кроме того, следует учитывать, что эффективность социально-политических решений прямо во многих ситуациях не связана ни с самыми низкими издержками, ни с высокими, а тем более — с заданными.
Издержки таких решений преимущественно не запрограммированы, что не означает бесконтрольности.
Практика российских реформ показывает, что подмена общего (комплексного) критерия оценки их эффективности критериями «чисто» экономическими или политическими, а еще хуже, идеологическими не позволяет объективно судить о реальных проблемах, возникающих и существующих в стране, и является источником прямо противоположных выводов о перспективах развития.
Более убедительного подтверждения данного тезиса, чем взаимоисключающие оценки осуществленной в стране приватизации, нет.
Вот только два суждения.
Официальное — из мартовского (1999 г.) Послания президента РФ Б.Н.
Ельцина: «Приватизация увела Россию от неэффективной государственной экономики, но конкурентная частная пока не появилась» [4].
Мнение ученого-экономиста С.Ю.
Глазьева и председателя правления Российского торгово-финансового союза С.
Батчикова противоположное.
Практическим результатом политики приватизации государственной собственности, по их мнению, «стал беспрецедентный в современной экономической истории парадокс: в течение шести лет самый богатый собственник...
не только лишился более половины своего имущества...
но и умудрился стать наиболее крупным в мире должником».
«Потери на приватизации достигли огромных размеров.
Произошло обвальное обесценение сбережений граждан в государственном Сбербанке.
Втрое увеличились долги страны» [5].
Приведенные взаимоисключающиеся оценки результатов приватизации основываются на едином критерии — экономической эффективности.
Согласно первому (президентскому) суждению, эффективность приватизации положительная, а по мнению оппонентов, — отрицательная.
За противоположными оценками кроются соответствующие подходы.
Для президента важен непосредственный, по его мнению, положительный результат: разрушение экономики, основанной на общественной собственности как неэффективной.
Колоссальные потери — экономические и социальные — не учитываются.
Они оправдываются ожиданиями будущего подъема страны.
Оппоненты, напротив, свою негативную оценку

[стр.,123]

приватизации связывают с ее разрушительными последствиями для экономики и огромными материальными потерями, понесенными населением.
Возможные потенциальные прогрессивные тенденции, обусловленные приватизацией, не рассматриваются.
Односторонность официальной оценки проведенной приватизации исключительно с учетом критерия экономической эффективности в перспективе очевидна.
Однако нельзя не отметить и некоторую крайность другой позиции.
Эффективность государственных решений судьбоносного значения (осуществление приватизации именно таково) может проявляться, как уже отмечалось, не только в настоящем, но и в будущем.
Это следует учитывать в научном анализе.
Так же, как и то, что современники подобных решений живут в настоящем и ожидают от государства действий, которые улучшают их благосостояние уже сегодня.
Показательно, что большинство молодежи с самого начала не приняло передел собственности.
По данным опросов, проводимых Институтом молодежи, 60% респондентов (к числу опрошенных) высказались против того, чтобы в нашей стране частным лицам принадлежали крупные заводы, фабрики и земельные участки.
Но они согласны с тем, чтобы частные лица владели небольшими объектами собственности.
С существованием частной собственности на крупные промышленные и сельскохозяйственные объекты согласны (соответственно) 30% и 36,4% респондентов [6].
Пример неоднозначной оценки эффективности приватизации государственной собственности подтверждает необходимость применения в управлении комплексных показателей эффективности (экономических, социальных и т.д.), а также показателей, характеризующих эффективность результатов решений, проявляю щихся в настоящем, и последствий, ожидаемых в обозримом периоде.
Проводимые в России реформы могут быть оценены объективно только с учетом обобщенных критериев.

Утверждается общественная система, противоположная бывшей советской; все законодательные акты, начиная с Конституции РФ, все государственные решения, принятые после августа 1991 г., — это акты, направленные на разрушение прежней и на создание принципиально иной социальной системы.
Идут ее роды, сопровождающиеся всеобъемлющим кризисом.
Оценивать эффективность (позитивную или негативную) отдельных процессов деятельности правящей власти вне связи с другими, пытаться, скажем, экономическую стратегию рассматривать обособленно от социальной, а последнюю — вне зависимости от государственного строительства, значит, заведомо обрекать себя на ошибки.
В переходный период влияние изменений, происходящих в одних сферах общества, на процессы в других сферах особенно велико.
Прежде всего это проявляется во взаимозависимости преобразований в
политике, экономике и социальной сферах.
Тем и объясняется необходимость в
комплексных критериях оценки эффективности управления: политико-экономических, социально-экономических и социально-политических.
В практической же деятельности органы власти и управления тяготеют к критериям, ограниченным отдельными областями общественной жизни или даже видами решений.
Значение общих комплексных критериев эффективности управления не умаляет роли критериев специфических.
В литературе последнего времени активно обсуждаются вопросы эффективности
государственной службы, законодательной деятельности, проблемы эффективности технологий государственного управления.
В частности, всесторонне анализируются понятие эффективности
государственной службы, его критерии и модели в работах ученых Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Северо-Кавказской и других региональных академий государственной службы.
Акцентируется подход в аспекте общего критерия эффективности государственного управления.
«Работу госаппарата можно признать действительно эффективной лишь в том случае, если он успешно решает проблему оптимальной защиты интересов государства и оптимальной защиты интересов населения, социальных групп и каждого человека.
В этой двуединой задаче — важнейшая сторона понятия эффективности государственного аппарата»[7].
Согласно такому подходу, эффективность госслужбы выражается в расширении возможностей активной гражданской жизни членов общества, их участия в управлении общественными делами и в самоуправлении.
Она обеспечивается отлаженной системой государственных органов, способностью артикулировать и защищать в законном порядке общественные интересы, реализовывать государственную социально-экономическую политику [8].
Учитывая особую значимость ресурсного обеспечения государственной службы, обращается внимание на весьма распространенную модель оценки эффективности: «ресурсное обеспечение управленческой деятельности — затраты-результат».
Эта модель позволяет сравнивать эффективность российских управленческих структур с западными.
Объективность оценки предполагает необходимость введения при их сопоставлении поправочного коэффициента, учитывающего экологические условия и другие виды ресурсного обеспечения управления [9].
Измерение эффективности управленческой деятельности государственной службы по соотношению затраченных ресурсов и результатов целесообразно дополнять определением соотношения вовлеченных ресурсов и объема ресурсов, которые оказались невостребованными, хотя и нужны

[стр.,125]

общезначимых целей, но не связаны с большими затратами; те, которые приносят значительный успех одной стороне, однако не требуют больших потерь для другой стороны.
Оптимальное решение — это решение, приносящее существенные положительные результаты для всех сторон («супероптимальное решение»); решение, обеспечивающее достижение сочетания конфликтующих действий, групп интересов, практическое устранение конкретных источников конфликтов или урегулированность последних [13].
В заключение обратим внимание на стремление зарубежных теоретиков и практиков управления постоянно подчеркивать «критически важную составляющую» в «успешном изменении» организации управления — обеспечении более высокой степени участия людей в этом процессе на всех уровнях.
ЛИТЕРАТУРА 1 .
Хольцер М.
Производительность, государственное управ ление и демократия // Эффективность государственного управле ния.
С.
17.
2.
Свайн Д., Уайт Д.
Оценка перспектив использования ин формационных технологий в целях повышения производительно сти // Эффективность государственного управления.
С.
795.
3.
Цит.
по: Игнатов В.
Повышение эффективности государ ственной власти и управления — жизненно важная проблема со хранения российской государственности // Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современ ной России.
Вып.
1.
Ростов н/Д, 1998.
С.
5.

4.
Ельцин БЛ.
Выйти из кризиса, сохранив всю полноту политических и экономических свобод // Парламентская газета.
1999.
28 марта.
5.
Глазьев С., Батников С.
За ликвидацию безграмотности в органах государственной власти // Эффективность государствен ного управления.
С.
8.
6.
Советская Россия.
1999.
3 июня.
7.
Кадровое обеспечение государственной службы.
— Ростов н/Д, 1994.
С.
84.
8.
Игнатов В., Понеделков А.
Эффективность государствен ной службы // Государственная служба: теория и организация: Курс лекций /Под ред.
проф.
Е.В.
Охотского и проф.
В.Г.
Игна това.
Ростов н/Д, 1998.
С.
384; Игнатов В., Понеделков А., Старостин А.
Эффективность государственной службы // Госу дарственная служба: Учебник / Под ред.
проф.
В.Г.
Игнатова.
М., 2004.
С.
251-277.
9.
Там же.

[Back]