17 для подражания, показательные речи, выступления-различной тематики. Нередко эти речи-образцы не только произносились, но и записывались учениками для последующего изучения в процессе самостоятельного анализа и самообразования [153, С.70]. Именно такого типа беседы, поучительные объяснения и ориентации на понимание прочитанного стали одними самых свободных и ориентирующихся на самостоятельность и активность самого ученика методов непосредственного общения с педагогом и научения учащихся в целом как в обучении в школе, так и в процессе самообразования. Практическая направленность системы римского обучения привела к тому, что для экономии времени и оптимизации деятельности, римские педагоги поставили вопрос о создании первых учебников и кратких руководств для самостоятельной работы. В качестве таких руководств выступали авторские философские и риторские трактаты, посвящённые нравоучению, праву и другим научным направлениям. Были предприняты первые попытки составления энциклопедий, учебной литературы в помощь учащимся и учителям [155, С.72]. Конечно, эти первые книги были очень дорогими. Прежде, чем войти в обиход и культуру, стать главным средством самообразования, книги в форме свитков и дощечек имели трудную и долгую историю. Свитки придумали египтяне, затем их переняли греки, а от греков римляне. С 1-го века до н. э. свитки все более и более распространяются в Риме, особенно после того, как к нему был присоединен Египет, родина папируса. Римские ремесленники быстро овладели искусством изготовления книги, и Рим становится одним из книжных средоточии античного мира. К 1-му веку н.э. начинается необычайное увлечение римлян книгой, римляне становятся одной из самых образованных стран в мире. Появляются-книжные лавки, за древними, «истинными» свитками едут в Афины, в Александрию. Книгу воспевают в стихах Гай Валерий Катулл, Пропорций, Гораций. Сенека называл таблички, описываемые в своих стихах, словом «кйудекс» современное слово «кодекс», советовал всем больше читать, т.е. занимать самообразованием. Форма табличек и способ их соединения были прообразом современной книги. |
Первые правовые законы, все педагогические предписания при царе Ашшурбанипале, «царе Вселенной, царе Ассирии» были клинописными знаками начертаны в книгах, которые не были расхищены. В этих же глиняных книгах были представлены первые известные нам словари, первые наблюдения за звёздами, первые грамматические справочники, первые медицинские учебники. А «результатом процесса самообразования» того далекого периода стала образованность людей, их царей в частности самого АШШУРБАНИПАЛА, который горд своей грамотностью и своей учёностью и начитанностью не меньше, чем меткостью стрельбы из лука и умением править колесницей: «Я, Ашшурбанипал, писал он, -постиг мудрость Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, которые есть, научился стрелять из лука, ездить на лошади и на колеснице, держать вожжи. Я постиг скрытые тайны искусства письма, я читал о небесных и земных постройках, размышлял над ними. Я решал сложные задачи с умножением и делением».[74, с. 67] В более позднюю эпоху античности, эллинизма также всячески культивировалось понятие «пайдейа» /всесторонняя развитость, образованность, культура/, идеал «калогатии» /нравственное и физическое совершенство/. Продолжают обогащаться методы обучения. Так, Сократ /469-399/до н.э./ в занятиях со своими, учениками широко использовал метод беседы, впоследствии названный сократическим. Из сократической беседы в дальнейшем развивались методы обучения, направленные на развитие мышления учащихся. Наиболее распространенным из них стал метод эвристической беседа. Софисты, не создав школ в нашем современном понимании, использовали метод, группового обучения и самообразования. Учителя предлагали ученикам образцы для подражания, показательные речи, выступления различной тематики. Нередко эти речиобразцы не только произносились, но и записывались учениками для последующего изучения в процессе самостоятельного анализа и самообразования [155,с.70] Именно такого типа беседа, поучительные объяснения и ориентации на понимание прочитанного стали одними самых свободных и ориентирующихся на самостоятельность и активность самого ученика методов непосредственного общения с педагогом и научения учащихся в целом как в обучении в школе, так и в процессе самообразования. Практическая направленность системы римского обучения привела к тому, что для экономии времени и оптимизации деятельности, римские педагоги поставили вопрос о создании первых учебников и кратких руководств для самостоятельной работы. В качестве таких руководств выступали авторские философские и риторские трактаты, посвящённые нравоучению, праву и другим научным направлениям. Были предприняты первые попытки составления энциклопедий, учебной литературы в помощь учащимся и учителям.[155, с. 72] Конечно, эти первые книги были очень дорогими. Прежде, чем войти в обиход и культуру и стать главным средством самообразования, книги в форме свитков и дощечек имели трудную и долгую историю. Свитки придумали египтяне, затем их переняли греки, а от грековримляне. С 1-го века до н. э. свитки всё более и более распространяются в Риме, особенно после того, как к нему был присоединён Египет, родина папируса. Римские ремесленники быстро овладели искусством изготовления книги, и Рим становится одним из книжных средоточий античного мира. К 1-му веку н.э. начинается необычайное увлечение римлян книгой, римляне становятся одной из самых образованных стран в мире. Появляются книжные лавки, за древними, «истинными» свитками едут в Афины, в Александрию. Книгу воспевают в стихах Гай Валерий Катулл, Пропорций, Гораций. Сенека называл таблички, описываемые в своих стихах, словом «коудекс» /современное слово «кодекс»/, советовал всем больше читать, т.е. заниматься самообразованием. |