памяти и опыта, средоточием мысли и чувств человека. Таков был генезис, начало процесса самообразования как составной части самостоятельной работы и компоненте процесса обучения и непрерывного образования. В V веке пала Западная Римская империя, наступила эпоха, названная в истории Средневековьем. Дух античности искоренился, богатейшая античная культура постепенно была, разрушена в этот период, оплотом идеолог ии стала религия (мусульманская, католическая, православная). Все это привело к упадку школьной деятельности, образованность стала ничтожной ценностью. «Даже многие короли и их окружение были неграмотны: «Император был так учен, что сам был в состоянии читать и понимать присылаемые ему письма» [91, С.15]. Появились создаваемые церковью школы: монастырские, соборные или кафедральные, приходские, епископальные. Книг было мало, они были рукописными. Ни о каком гуманистическом или личностно-ориентированном \ обучении не могло быть и речи: в школах обучались только мальчики, не учитывался возраст, подготовка учеников, сроки обучения. Те смельчаки, которые овладевали математикой (гремя или четырьмя действиями) удостаивались почетного имени «доктора абака» или даже «доктора умножения и деления» [91, С. 16]. В ХН-ХШ в. в. стали создаваться цеховые, гильдейские, городские школы. Появляются подобные школы и для девочек, в ХП-ХШ в.в. при соборах и монастырях стали появляться университеты. В XII веке было создано 19 университетов, в XIV веке 25, в XV веке 30. В период раннего Средневековья господствовала схоластика, способ мышления, заключавшийся в применении формальной логики, в первую очередь, ее силлогистики для обоснования религии. Роль опыта игнорировалась, самостоятельное мышление, которое является приоритетным для самообразования, игнорировалась. Но параллельно развивалась мысль иная, свободная, в которой впервые высказываются мысли созвучные гуманистическим, мысли которое будут присущи эпохе Возрождения, мысли, воспевающие знание, книгу, разум, |
18 / Каждому часу -своё, важноевместе с смешным. В разные краски окрашена жизнь, и разный читатель Книге суждён, и для всех что-то ко времени есть.[47, с. 116] Согласимся, что в этих строках звучат не просто сухие дидактические рекомендации ученику, занимающемуся самообразованием. Здесьгуманистический, личностно-ориентированный подход, здесь учёт читательских интересов личности, её души, её интересов и особенностей. Именно в тот период книга стала кодексом в полном смысле этого слова в пергаментной обложке ярко-красного цвета, с «заглавными красными строками», которые выписывались киноварью и украшались богатым растительным орнаментом, с пурпурными страницами, выделанными из кожи ягнёнка, в прекрасном футляре, с золотой или серебряной застёжкой. Всё это великолепие служило как бы подтверждением ценности книги для человека, авторитета книги. Они стали культурно-историческим феноменом, именно они стояли у истоков самообразования, оказались хранителями человеческой памяти и опыта, средоточием мысли и чувств человека. Таков был генезис, начало процесса самообразования как составной части самостоятельной работы и компонента процесса обучения и непрерывного образования. В V веке пала Западная Римская империя, наступила эпоха, названная в истории Средневековьем. Дух античности искоренился, богатейшая античная культура постепенно была разрушена в этот период, оплотом идеологии стала религия /мусульманская, католическая, православная/. Всё это привело к упадку школьной деятельности, образованность стала ничтожной ценностью. «Даже многие короли и их окружение были неграмотны: «император был так учён, что сам был в состоянии читать и понимать присылаемые ему письма»[91, с. 15] Появились создаваемые церковью школы: монастырские, соборные: или кафедральные, приходские, епископальные. Книг было мало, они были рукописными. Ни о каком гуманистическом или личностноориентированном обучении не могло быть и речи: в школах обучались только мальчики, не учитывался возраст, подготовка учеников, сроки обучения. Те смельчаки, которые овладевали математикой /тремя или четырьмя действиями/ удостаивались почётного имени «доктора абака» или даже «доктора умножения и деления» [91, с. 16] В ХП-ХШ в. в. стали создаваться цеховые, гильдейские, городские школы. Появляются подобные школы и для девочек, в ХИ-ХШ вв. при соборах и монастырях стали появляться университеты. В XII веке было создано 19 университетов, в XIV веке -25, в XV веке30. В период раннего Средневековья господствовала схоластика, т.е. способ мышления, заключавшийся в применении формальной логики, в первую очередь, ее силлогистики для обоснования религии. Роль опыта игнорировалась, самостоятельное мышление, которое является приоритетным для самообразования, игнорировалась. Но параллельно развивалась мысль иная, свободная, в которой впервые высказываются мысли созвучные гуманистическим, мысли которое будут присущи эпохе Возрождения, мысли, воспевающие знание книгу, разум, мудрость и, наоборот, изобличающие религию, незнание пережитки, бессмысленность веры в сверхъестественность, в бога. Вот бессмертный Омар Хайям: О небо! К подлецам щедра твоя рука: Им бани, мельницы и воды арыка, А кто душою чист, тому лишь корка хлеба. Такое неботьфуне стоит и плевка. [143, с.9] Противоречивые отношения к богу, к церкви, к религии находили свое отражение в народной поэзии, в частности в Европе: Бросим мы религию, по боку учение |