20 мудрость и, наоборот, изобличающие религию, незнание и пережитки, бессмысленность веры в сверхъестественность, в бога. Даже творчество одного и того же автора порою было противоречивым и отражало, с одной стороны, гуманистические ценности, восхищения красотой знания, человека, силой его разума, а с другой сторонььрелигиозные истины. Примером может служить творчество Шота Руставели, который сумел воспеть самоотверженность и великодушие, мудрость и мужественность человека, а с другой стороны «истинную веру», аскетизм, бога: «Только человек, посвятивший себя богу, может быть духовным отцом и учителем и никто иной не смеет [76, С. 115]. Но в той же грузинской педагогике этого периода мы найдём немало поучительных строк о знании и книге и даже о том, как нужно читать книгу. Вот, что пишет о методах самообразования грузинский мыслитель Иоане Патрице: «Нам следует знать, что громкое чтение мешает пониманию, так как звуки, раздаваясь, развлекают воспринимающего, а ведь нужно не только предаться чтению, но чтение полагается для понимания и осведомления, для анализа и синтеза, для опровержения положений или принятия их» [139, С. 106]. То есть, автор выделяет мыслительные действия, которые должны быть реализованы в процессе углубленного чтения книги и рекомендует определенные приемы (читать про себя, а не вслух, опровергать читаемый положения или принимать их, а главное, понимать их). Понимание должно привести к осознанию точных образов, отражающих действительность, уточнений по накоплению опыта по данной проблеме, появлению новых временных связей, непосредственному оперированию предметами. Понимание, следовательно, должно быть тесно связано с восприятием («звуки развлекают воспринимающего»), т.е. с отражением явлений действительности в совокупности их отдельных свойств, действующих в данный момент на органы чувств. Конечно, восприятие характеризуется большими индивидуальными различиями в полноте, точности, быстроте, обобщенности, эмоциональной окрашенно |
20 Наслаждаться в юности наше назначение. Даже творчество одного и того же автора порою было противоречивым и отражало, с одной стороны, гуманистические ценности, восхищения красогой знания, человека, силой его разума, а с другой сторонырелигиозные истины. Примером может служить творчество Шота Руставели /XII век/ который сумел воспеть самоотверженность и великодушие, мудрость и мужественность человека, а с другой стороны«истинную веру», аскетизм, бога: «Только человек, посвятивший себя богу, может быть духовным отцом и учителем, и никто иной не смеет[с. 115] Но в той же грузинской педагогике этого периода мы найдём немало поучительных строк о знании и книге и даже о том, как нужно читать книгу. Вот что пишет о методах самообразования грузинский мыслитель Иоане Патрице /1050-конец первой четверти XII в./: «Нам следует знать, что громкое чтение мешает пониманию, так как звуки, раздаваясь, развлекают воспринимающего, а ведь нужно не только предаться чтению, но чтение полагается для понимания и осведомления, для анализа и синтеза, для опровержения положений или принятия их». [6,с.Ю6] То есть автор выделяет мыслительные действия, которые должны быть реализованы в процессе углубленного чтения книги и рекомендует определённые приёмы /читать про себя, а не вслух, опровергать читаемые положения или принимать их, а главное, понимать их/. Понимание должно привести к осознанию точных образов, отражающих действительность, уточнений, накоплению опыта по данной проблеме, появлению новых временных связей, непосредственному оперированию предметами. Понимание, следовательно, должно быть тесно связано с восприятием /«звуки развлекают воспринимающего»/, т.е. с отражением явлений действительности в совокупности их отдельных свойств, действующих в данный момент на органы чувств. Конечно, восприятие характеризуется большими индивидуальными различиями в полноте, точности, быстроте. |