22 Именно на этот период приходится возникновение и становление Древнерусского государства. Славянская азбука пришла на Русь в конце IX века. Обучение детей вначале вели пришлые греки, потом русские священники, а впоследствии «мастера грамоты»дьячки и миряне. В этот период появилось на Руси много грамотных и просвещенных людей, любивших книгу, получивших образование, скорее всего,путём частного обучения, с помощью учигелей-греков и самообразования [91, С.204]. Сохранились от более позднего времени немало отдельных наставлений и поучений о почитании книжном, о необходимости любви к книге, которые обыкновенно помещались в предисловии к различным сборникам. Читать учились по рукописным текстам, изготовляемым учителем. Учащиеся редко овладевали всем содержанием книг, о выразительном чтении речь не шла вообще [91, С.206]. Положение коренным образом меняется, когда появляется первая русская книга. Кстати, ее появление совпало по времени с периодом Возрождения в Западной Европе. До появления книгопечатания долгие века жила на Руси рукописная книга, появление которой связано с деятельностью славянских просветителей Кирилла и Мефодия еще в 1Х-Х веках. Ко времени появления первых печатных книг, техника изготовления письменной книги достигла высокого совершенства. Достаточно вспомнить при этом берестяные грамоты Новгорода, чтобы увидеть истоки столь высокого уровня изготовления книги в более поздний период. Берестяные грамоты, по которым осуществлялось обучение школьников новгородцев, встречены во всех прослойках новгородского культурного слоя, начиная с XI века-до второй половины. XV века. В конце Х1У-ХУ в.в. получает широкое распространение бумага, вытеснившая в силу своей дешевизны бересту, и берестяное письмо и книги быстро идут на убыль. Но надо отдать должное берестяному письму, которое определяло школьный процесс самообразования в тот период, сформировало литературный стиль, вынужденную лапидарность такого письма, которая накладывала неизбежный отпечаток на саму манеру изложения мысли, помогала учащим |
присутствовали элементы самообразования, потому что без него невозможны были бы хотя бы минимальные успехи в овладении ими. Именно на этот период приходится возникновение и становление Древнерусского государства. Славянская азбука пришла на Русь в конце IX века. Обучение детей вначале вели пришлые греки, потом русские священники, а впоследствии«мастера грамоты»дьячки и миряне. В тот период появилось на Руси много грамотных и просвещённых людей, любивших книгу, получивших образование, скорее всего, путём частного обучения, с помощью учителей-греков и самообразования. [91, с. 204] Сохранились от более позднего времени немало отдельных наставлений и поучений о почитании книжном, о необходимости любви к книге, которые обыкновенно помещались в предисловии к различным сборникам. Читать учились по рукописным текстам, изготовляемым учителем. В книгах помещались наставления, поговорки, загадки : «Аще кто хощет мно знати, тому подобает мало спати, а мастеру и учителю угождати». Учащиеся редко овладевали всем содержанием книг, о выразительном чтении речь не шла вообще. [91,с.206] Положение коренным образом меняется, когда появляется первая русская книга. Кстати, её появление совпало по времени с периодам Возрождения в Западной Европе. До появления книгопечатания долгие века жила на Руси рукописная книга, появление которой связано с деятельностью славянских просветителей Кирилла и Мефодия еще в 1Х-Х веках. Ко времени появления первых печатных книг, техника изготовления письменной книги достигла высокого совершенства. Достаточно вспомнить при этом берестяные грамоты Новгорода, чтобы увидеть истоки столь высокого уровня изготовления книги в более поздний период. Берестяные грамоты, по которым осуществлялось обучение школьниковновгородцев встречены во всех прослойках новгородского культурного слоя, начиная с XI века-до второй половины XV века. В конце Х1У-ХУ в.в. получает 23 I * широкое распространение бумага, вытеснившая в силу своей дешевизны бересту, и берестяное письмо и книги быстро идут на убыль. Но надо отдать должное берестяному письму, которое определяло школьный процесс самообразования в тот период, сформировало литературный стиль, вынужденную лапидарность такого письма, которая накладывала неизбежный отпечаток на саму манеру изложения мысли, помогала учащимся сохранить ёмкость мысли, имела немаловажное значение для максимальной экономии слов. [147, с. 159] В Х1У-ХУ1 в . в. на Руси открывалось много православных церквей, велась работа по исправлению старых книг. Всё это вызвало потребность в церковной литературе, которую удовлетворить лишь за счёт усердия писцов было невозможно. Тем более существовавшие «божественные книги» серьёзно критиковались за описки, недописки, за то, что пишутся с неправильных переводов. Стоглавый собор в 1551 году потребовал выявлять и изымать негодные книги, а также в каждом городе исправить «неправильные» книги, по «добрым» переводам. Неправильные же книги вносить в церковь вообще запрещалось. По этим книгам и должны были учащиеся заниматься самообразованием. С делом самообразования был связан и ещё один вопрос, при решении которого были перечислены еретические книги. Среди таковых назывались и книги Аристотеля, величайшего мыслителя древней Греции. Так что и в вопросе распространения образования и самообразования на Руси церковь сыграла весьма противоречивую роль. С одной стороны, благодаря ей была открыта первая государственная типография Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году и издана первая русская книга «Апостол» /до этого в 1553 году также были изданы евангелия и псалтыри Сильвестром, но типография была частная/, а с другой стороны, церковные гонения на передовую научную мысль, а также приоритеты в церковных книгах при печатании, показывают реакционную роль церкви на Руси в тот момент, |