Проверяемый текст
Лайпанова Саида Хусеиновна. Самообразование старшеклассников в контексте личностно-ориентированного обучения (Диссертация 2004)
[стр. 25]

24 государства, поскольку новые производственные отношения с необходимостью требовали распространения знания.
В то же время новые социальноэкономические и социокультурные отношения, выдвигая требования в новом знании, не могли быть реализованы в условиях отсталости науки и техники в России.
Разрешение искали на путях совершенствования рукописного изготовления книг, но этого было слишком мало.
Как отмечает Н.Н.
Моисеев: «До научно-технических революций процессы модернизации шли медленнее.
Но, начиная со
времен первой НТР, техническая и производственная модернизация повлекла и общественное переустройство, требующее от системы образования усилий на выработку иных принципов и законов жизни, направленных на эволюцию человека и окружающей среды.
Поэтому закономерно возникает противоречие между социально-экономической потребностью в новом знании и невозможностью
ее реализовать» [106, С.370].
Пример такого противоречия мы видим в
выявлении первых печатных книг в России.
Ренессанс или Возрождение
обращается к античному культурному наследию.
Гуманистическим идеалом стал человек как центр нового мировоззрения.
Понимание гуманистических подходов в оценке человека привело философов и педагогов того времени к высокой оценке роли образования и самообразования.
Так, Пьер Паоло Верджерио впервые изложил принципы гуманистической педагогики, среди которых немало тех,
которые касаются проблемы самообразования.
Он считал, что воспитание, образование, самообразование и обучение должны быть тесно связаны, должны иметь социальную направленность и формировать человека-гражданина, они должны отличаться светским характером, т.е.
не быть религиозными; решающую роль должны иметь гуманитарные дисциплины (моральная философия, история, риторика), которые он называл гражданскими.
Он указывал на необходимость дозировки учебного материала, правильного его расположения, рационального распределения учебного времени.
Впервые им высказывались мысли о необходимости систематичности в обучении, в соответствии с которой: требуется связь книжных знаний с непосредственным опытом учащихся, да
[стр. 24]

24 когда страна более всего нуждалась в распространении не церковных, а научных знаний.
[8, с.
71] Это был период, когда Европа переживала Возрождение, развитие культуры гуманизма, а в России всякие ростки гуманистического знания глушились и вытравливались светской и особенно церковной властью.
В то же время рассмотрение Стоглавым собором вопроса о книжном деле /фактически о самообразовании/ было весьма прогрессивным явлениехМ.
Вопервых, такие акценты показали большую остроту этой проблемы для Российского государства, поскольку новые производственные отношения с необходимостью требовали распространения знания.
В то же время новые социально-экономические и социокультурные отношения, выдвигая требования в новом знании, не могли быть реализованы в условиях отсталости науки и техники в России.
Разрешение искали на путях совершенствования рукописного изготовления книг, но этого было слишком мало.
Как отмечает Н.Н.
Моисеев: «До научно-технических революций процессы модернизации шли медленнее.
Но начиная с
ХУЛ века со времён первой НТР, техническая и производственная модернизация повлекла и общественное переустройство, требующее от системы образования усилий на выработку иных принципов и законов жизни, направленных на эволюцию человека и окружающей среды.
Поэтому закономерно возникает противоречие между социально-экономической потребностью в новом знании и невозможностью
её реализовать.» [109, с.
370] Пример такого противоречия мы видим в
появлении первых печатных книг в России.
Ренессанс или Возрождение
/ХУ-ХУ1в.
в./ обращается к античному культурному наследию.
Гуманистическим идеалом стал человек как центр нового мировоззрения.
Понимание гуманистических подходов в оценке человека привело философов и педагогов того времени к высокой оценке роли образования и самообразования.
Так, Пьер Паоло Верджерио впервые изложил принципы гуманистической педагогики, среди которых немало тех.


[стр.,25]

25 которые касаются проблемы самообразования.
Он считал, что воспитание, образование, самообразование и обучение должны быть тесно связаны, должны иметь социальную направленность и формировать человекагражданина, они должны отличаться светским характером, т.е.
не быть религиозными; решающую роль должны иметь гуманитарные дисциплины /мораль, философия, история, риторика/, которые он называл гражданскими.
Он указывал на необходимость дозировки учебного материала, правильного его расположения, рационального распределения учебного времени.
Впервые им высказывались мысли о необходимости систематичности в обучении, в соответствии с которой требуется связь книжных знаний с непосредственным опытом учащихся, давая
им возможность понять смысл новых знаний.
Системность, по мнению Верджерио, должна упорядочивать дидактический материал, помогать рациональному делению материала на смысловые фрагменты, продвигать их вперёд, основываться на предыдущем материале.
Говоря о гуманистах эпохи Возрождения, нельзя не упомянуть о французском философе Мишеле Эйкеме Монтене /1533-1592/.
Мировоззрение Монтеня основывается на принципах развенчания божественного начала, гуманизма, гармоничного развития личности.
Исходя из своих философских постулатов, Монтень совершенно по-новому решает проблемы воспитания, образования и самообразования.
Процесс самообразования не должен быть догматическим.
Учащийся сам выносит свои суждения и выводы об истинности полученных знаний.
Именно в постоянном совершенствовании «внутренне умственных сил», выработке твёрдых навыков самостоятельного мышления критического анализа и самостоятельных суждении, доставляемых чувствами и ощущениями, состоит задача образования.
При этом развитие человека не должно быть узкокнижным, изучению человека подлежат окружающая жизнь, природа, люди и отношения между ними.

[Back]