Проверяемый текст
Лайпанова Саида Хусеиновна. Самообразование старшеклассников в контексте личностно-ориентированного обучения (Диссертация 2004)
[стр. 36]

35 века, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливает особую значимость самообразования.
К.Д.
Ушинский был первым, кто создал психологические основы самообразования и на научном уровне решил вопрос о целостном формировании личности в этом процессе.
Накопление опыта, впечатлений в процессе самообразования тесно связано с рассудочным процессом.
Назвав и восприняв предмет,
ребенок выделяет в нем наиболее существенные признаки, сравнивает их.
К.Д.Ушинский, поэтому свои учебные книги наполнил заданиями по группировке предметов по
сортам, видам, по форме, структуре, положению в пространстве, времени и т.д.
На этой основе развивается логическое мышление в тесной связи с чувственными впечатлениями.

По впечатления нс должны лежать в голове ученика неизменными мертвыми рядами.
Их необходимо постоянно оживлять, вводить новые впечатления, комбинации, отношения, включать в новую систему.
Развитие
ребенка при этом может осуществляться при соблюдении следующих условий: 1.
Ребенок получает необходимое и достаточное количество разнообразных представлений об изучаемом материале.
2.
В процессе чтения и восприятия истины приобретают «субъективную наглядность и полезность», становятся достоянием сознания на основе личного опыта ученика.
3.

Развитие самостоятельности в восприятии и осмыслении знаний, приучении ученика усваивать новые знания путем предварительного продумывания.
4.
Применение наряду с прямым и «сильным внешним возбуждением», опоры на жизненный опыт, на ранее усвоенные знания.
5.
Выработки у учащихся умения отличать в изучении материала, наиболее существенные мысли, выделять причины и следствия, разделять временные и пространственные отношения.
Именно точная мысль, по мнению
К.Д.Ушииского, способна отразить наиболее сущностное в книге.
Отмечая огромное значение развития самостоятельности в познавательной деятельно
[стр. 33]

33 Такие учёные, как Н.
А.
Корф, В.И.
Водововозов также составили книги, в которых раскрыли ряд принципов чтения учебных книг.
Так, книга для чтения Н.А.
Корфа «Наш друг» отразила одну из главных целей самообразования развития мыслительных способностей учащихся, активную мыслительную умственную деятельность не только в школьном, но в домашнем обучении.[78, с.
19] К каждой новой статье А.Н.
Корф составил словари, чтобы насытить книгу для чтения новыми изучаемыми понятиями и словами, перечислениями предметов, их более 100.
Таким способом, по мнению А.Н.
Корфа учащиеся подготавливаются к чтению следующих статей, в которых встречаются эти слова, и чтение этих статей будет не механическим, а сознательным процессом, а понимание материала будет полным.
К.Д.
Ушинский был первым, кто разработал психологические основы самообразования и на научном уровне решил вопрос о целостном формировании личности в этом процессе.
Накопление опыта, впечатлений в процессе самообразования тесно связано с рассудочным процессом.
Назвав и восприняв предмет,
ребёнок выделяет в нём наиболее существенные признаки сравнивает их.
К.Д.Ушинский поэтому свои учебные книги наполнил заданиями по группировке предметов по,
видам, по форме, структуре, положению в пространстве, времени и т.д.
На этой основе развивается логическое мышление в тесной связи с чувственными впечатлениями.

Но впечатления не должны лежать в голове ученика неизменными мёртвыми рядами.
Их необходимо постоянно оживлять, вводить новые впечатления, комбинации, отношения, включать в новую систему.
Развитие
ребёнка при этом может осуществляться при соблюдении следующих условий: 1.
Ребёнок получает необходимое и достаточное количество разнообразных представлений об изучаемом материале.


[стр.,34]

2.
В процессе чтения и восприятия истины приобретают «субъективную наглядность и полезность», становятся достоянием сознания на основе личного опыта ученика.
3.

Развитии самостоятельности в восприятии и осмыслении знаний, приучении ученика усваивать новые знания путём предварительного продумывания.
4.
Применении наряду с прямым «и сильным внешним возбуждением», опоры на жизненный опыт, на ранее усвоенные знания.
5.
Выработки у учащихся умения отличать в изучении материала, наиболее существенные мысли, выделять причины и следствия, разделять временные и пространственные отношения.
Именно точная мысль, по мнению
К.Д.Ушинского, способна отразить наиболее сущностное в книге.
Отмечая огромное значение развития самостоятельности в познавательной деятельности
учащихся, К.Д.Ушинский справедливо утверждал, что по мере роста и развития ребёнка он должен постепенно приобретать «постоянство в.
направлении своей деятельности», а поэтому одной из главных задач учителя становится оказание помощи обучаемым.[70, с.
8] К концу XIX века в России, была создана определённая система самообразования для детей и взрослых.
В 1898 году был опубликован «Сборник статей в помощь по самообразованию по математике, физике химии и астрономии» в 4-х вып.
Большое распространение получили книги Н.А.Рубакина «Письма к читателям о самообразовании» /1913 г./, «Практика самообразования», «Среди книг»/1914/.
[ 136,с.318] Среди корифеев отечественной педагогики, уделявших внимание проблеме самообразования следует назвать Н.В.Чехова, В.П.Вахтерова, П.П.Блонского.
Как высочайшую ценность В.П.Вахтеров определяет «самодеятельность учащихся в деле классного обучения и особенно домашнего чтения» [29, с.362] «Умение самостоятельно мыслить, наблюдать и действовать» он также оценивает очень высоко [30,с.114], в

[стр.,88]

книги из пергамента, появляются первые методически руководства по процессу самообразования.
Например, Сидоний Аполлинарий и Квинтиллиан дают первые из известных нам наставления, советуют использовать так называемые «топологические приёмы», т.е.
способы точной фиксации в памяти читаемого материала, акцентируют внимание на сущностных сторонах литературного произведения, которые советуют заучивать наизусть.
2.
В эпоху Средневековья, Возрождения, Просвещения характер образования и самообразования определялись конфессиональной направленностью, хотя при осуществлении различных, видов деятельности присутствовали элементы самообразования, чтения руководств, без которых успех деятельности был бы просто невозможен.
Возрождение вызвало к жизни развитие культуры гуманизма.
Гуманистическим идеалом стал образованный человек как центр нового мировоззрения.
3.
Такие гуманисты и педагоги, как П.П.
Верджерио, М.З.Монтень, Томас Мор, Я.
А.
Коменский, Д.Локк создали теорию процесса самообразования, обосновали механизм самообразовательной деятельности, впервые высказали идеи о необходимости комбинирования знания источников, объединения внутренних и внешних условий функционирования книжного чтения.
В российской практике и теории самообразования ХУШ-Х1Х века были обоснованы такие идеи, как выделение максимального времени для самообучения, начитанность и широкая образованность воспитанников, самодеятельность в отборе книжного материала, необходимость соединения книжной жизни с реальной жизнью ребят, обоснование значимости личности ученика в центре самообразовательного процесса.
К.Д.Ушинский был первым, кто создал психологические основы самообразования и на научном уровне решил вопрос о целостном формировании личности
учащихся в этом процессе.
К началу XX века в России была создана система самообразования для детей и взрослых, выпускались сборники , энциклопедии, научно-популярные

[Back]