38 жение духовных богатств, особенно... интеллектуальных» [165, С. 10]. Тем самым он объединял процессы обучения и воспитания и подчеркивает, что богатство мыслей и духовного мира, безусловно, зависит от объема знаний, приобретенных на уроке. Но если «эти богатства исчерпываются только тем, что узнаем, ученик на уроке и из учебника, духовный мир его будет неполным» [165, С. 10]. Важным условием является непрестанное умножение интеллектуальных богатств. Подчеркивая исключительно важную роль домашнего чтения в развитии и воспитании ребёнка, В. А. Сухомлинский указывал, что «настоящее чтение-это чтение, которое увлекает ум и сердце, пробуждает раздумья о мире и самом себе, заставляет подростка видеть и думать о собственном будущем. Нет такого чтения человеку грозит духовная пустота. Ничто не заменит книги» [164, С. 198]. И он делает вывод на основе анализа из собственной практики, что наиболее нравственные и сознательные люди вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге. Если в течение месяца семейная библиотека не пополнялась ни одной книгой, В.А.Сухомлинский считал это тревожным явлением. В его школе действовала Комната Мысли, в которой были собраны подарки книг от ребят и их родителей, и это тоже пробуждало у учащихся высокие духовные потребности. Впервые им была высказана мысль о тесной связи домашнего чтения и правового воспитания: «Чем тяжелее преступление, чем больше в нем бесчеловечности, жестокости, тупости тем беднее интеллектуальные потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки хотя бы маленькой» [165, С. 273]. В последние десятилетия XX века в отечественной педагогике появляются и диссертационные исследования, посвященные процессу самообразования, монографические исследования и статьи: Гольнева В.А., Журавлев В.И., Кларин М.В., Куликова Т.А., Раченко Н.П., Сапронова З.В., Тарасюк В.Н., Хачирова И.Х. Можно утверждать, что к настоящему времени разработаны методоло> |
38 истории детской литературы уделяет Н.З. Чехов внимание своих статьях и книгах «Детская литература» [1309], «Введение в изучение детской литературы» [1915]; «Спутник самообразования» /беседа о выборе и чтении книг для детей и подростков» /1912/, «Материалы истории русской дегской литературы» [192.,1329], «Очерки по истории русской детской литературы» и первая хрестоматия по детской литературе /1940 г./ Он работает в Музее детской книги, в Библиотечном институте, в педагогической секции Книжной палаты, в Учёном Совете библиотеки им. В.И.Ленина, Академии педагогических наук РСФСР, в издательстве «Детской книги» [136] Ведущим средством воспитания школьников В.А.Сухомлинский также считал домашнее чтение: «Чтениеэто окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.»[176, с. 192] Одним из принципов воспитания детей он считал «постоянное умножение духовных богатств, особенно... интеллектуальных.»^ 77, с. 10] Тем самым он объединял процессы обучения и воспитания и подчёркивает, что богатство мыслей и духовного мира, безусловно, зависит от объема знаний, приобретённых на уроке. Но если «эти богатства исчерпываются только тем, что узнаёт ученик на уроке и из учебника, духовный мир его будет неполным». [177, с. 10] Важным условием является непрестанное умножение интеллектуальных богатств. Подчёркивая исключительно важную роль домашнего чтения в развитии и воспитании ребёнка, В. А. Сухомлинский указывал, что «настоящее чтение-это чтение, которое увлекает ум и сердце, пробуждает раздумья о мире и самом себе, заставляет подростка видеть и думать о собственном будущем. Нет такого чтениячеловеку грозит духовная пустота. Ничто не заменит книги.»[176, с. 198] И он делает вывод на основе анализа из собственной практики, что наиболее нравственные и сознательные люди вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге. Если в течение месяца семейная библиотека не пополнялась ни одной книгой, В.А.Сухомлинский считал это 39 тревожным явлением. В его школе действовала Комната Мысли, в которой были собраны подарки книг от ребят и их родителей, и это тоже пробуждало у учащихся высокие духовные потребности. Впервые им была высказана мысль о тесной связи домашнего чтения и правового воспитания: «Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные потребности семьи.. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки хотя бы маленькой.»! 176, с.273] В последние десятилетия ХХ-го века в отечественной педагогике появляются и диссертационные исследования, посвящённые процессу самообразования, монографические исследования и статьи: М.А. Вейт [31], Гольнева В.А. [46], Журавлёв В.И. [53], Кларин М.В. [73], Куликова Т.А. [90], Раченко Н.Щ149], Сапронова З.В. [153], Тарасюк В.Н. [180], Хачирова И.Х. [187]. Исследования по организации самостоятельной работы напрямую выходят на проблему самообразования. Так, Лайпанова О.Н.[92, с. 18] среди условий действенности процесса самообразования называет наличие необходимого библиотечного фонда, библиографии, возможность пользоваться библиотеками города, наличие методических разработок и рекомендаций по учебным дисциплинам, состояние читального зала, учебных кабинетов, оборудование аудиторий и др. Хачирова И. X. [187] также исследует педагогические условия эффективности самостоятельной работы с позиций субъектной парадигмы образования и тем самым связывает проблему с гуманистической стратегией обучения и воспитания. Столь же современны исследования в области информатики, центром которых становится г. Ставрополь. [27, 56, 125], г. Москва. [45, 44, 50, 59, 71] Уточняются характеристики дидактических возможностей машиноориентированных форм огражения педагогической информации, расширяется трактовка дидактических функций в процессе самостоятельной |