41 теории самообразования еще остались в дидактике взрослых; а пособии П.И. Пидкасистого «Педагогика» лишь в главе «Методическая работа в школе» имеется небольшой параграф «Самообразование учителей», т.е. и в этом случае речь идет о самообразовании взрослых. Мы считаем, что задачей современной дидактики является возрождение значимости самообразования. Говоря о необходимости возрождения теоретических и эмпирических поисков, мы исходим из того, что по мере демократизации и гуманизации просвещения самообразование становится всё больше потребностью всех граждан, всего общества. Это связано с ростом уровня просвещения с постоянной необходимостью обогащения общего и специального образования, независимо от места и пояснения, занимаемого личностью в обществе. В жизни современного общества место самообразования во многом определяется той ролью, которую играют в развитии социума знания людей, их образованность, опыт, умения, профессиональные и личностные качества. Самообразование, как его определяет Ю.К. Бабанский, предполагает целенаправленную и целеустремлённую работу человека, связанную поиском и усвоением им знаний в определенной, интересующей его области, в том числе и путем слушания специальных передач по радио и телевидению. Как мы видим, в этом понятии акценты делаются, прежде всего, на предпочтения личности, ее внутренние потребности и интересы, но в то же время не исключаются и внешние воздействия (радио, телевидение). Целенаправленность, целеполагание также может осуществляться и самой личностью принимающей участие в самообразовании, гак и учи гелями, родителями, т.е. ив этом направлении речь идёт и о внутренних, и о внешних воздействиях. В «Словаре русского языка» С.Я.Ожегова [124] мы находим определение самообразованию, в котором исключается какая-либо совместная деятельность (под руководством учителя, библиотекаря, консультанта, родителей): «Самообразованиеприобретение знаний путем самостоятельных заня |
может осуществляться под влиянием интересов личности. Поэтому нередко противопоставляют самообразование, которое происходит лишь под влиянием внешних факторов и самообразование, происходящее под влиянием лишь факторов внутренних. В процессе самообразования личность выделяет себя путём сравнения с такими же людьми путём рефлексии, определяет своё место и поднимается до уровня теоретического мышления.. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человекам к себе выступают прежде всего другие люди, самообразование носит сугубо общественный характер. Мы исследовали, какие ценности /здоровье, знания, отдых, друзья успех, работа, материальное благополучие, карьера, известность/ предпочитают старшеклассники. 44% ребят отдали свои предпочтения знаниям. Правда, речь идет о выпускниках школ, когда молодёжь готовится к выбору профессии и стоит на пороге самоопределения. Учитывая такую значимость мнений, мы должны видеть и место не только обучения в школе, но и процесса самообразования. К сожалению, в последние годы в учебных пособиях по педагогике средней и высшей школы Г.М.Афониной [11] «Дидактике» В.А.Ситарова [155]и В.С.Кукушина [85], в более ранних пособиях В.А. Сластёнина, И.Ф.Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова [158], под ред. С.А.Смирнова,[134] «Дидактике средней школы» под ред. М.А,Данилова, М.Н. Скаткина [55] в «Педагогике» П.И. Пидкасистого [137], в «Педагогике», Б.Т.Лихачёва [98] главы о самообразовании почти полностью исключены. Отдельные следы теории самообразования ещё остались в дидактике взрослых [66]; а пособии П.И. Пидкасистого «педагогика» лишь в главе «Методическая работа в школе» имеется небольшой параграф «Самообразование учителей», т.е. и в этом случае речь идёт о самообразовании взрослых. Мы считаем, что задачей современной дидактики является возрождение значимости самообразования. Говоря о необходимости возрождения теоретических и эмпирических поисков, мы исходим из того, что по мере демократизации и гуманизации просвещения самообразование становится всё больше потребностью всех граждан, всего общества. Это связано с ростом уровня просвещения с постоянной необходимостью обогащения общего и специального образования, независимо от места и положения, занимаемого личностью в обществе. В жизни современного общества место самообразования во многом определяется той ролью, которую играют в развитии социума знания людей, их образованность, опыт, умения, профессиональные и личностные качества. Самообразование, как его определяет Ю.К. Бабанский [12], предполагает целенаправленную и целеустремлённую работу человека, связанную поиском и усвоением им знаний в определённой, интересующей его области, в том числе и путём слушания специальных передач по радио и телевидению. Как мы видим, в этом понятии акценты делаются, прежде всего, на предпочтениях личности, ее внутренние потребности и интересы, но в то же время не исключаются и внешние воздействия /радио, телевидение/. Целенаправленность, целеполагание также может осуществляться и самой личностью принимающей участие в самообразовании, так и учителями, родителями, т.е. и в этом направлении речь идёт и о внутренних, и о внешних воздействиях. В «Словаре русского языка» С.Я. Ожегова [128] мы находим определение самообразованию, в котором исключается какая-либо совместная деятельность /под руководством учителя, библиотекаря, консультанта, родителей/: «Самообразованиеприобретение знаний путём самостоятельных занятий, без помощи преподавателя». Такой подход свойственен многим. Так С.И. Гессен хотя и не давал определение понятию самообразования, но и он понимал его как самостоятельное управление развитием собственной личности. Образованный человек, по его мнению, |