Проверяемый текст
Лайпанова Саида Хусеиновна. Самообразование старшеклассников в контексте личностно-ориентированного обучения (Диссертация 2004)
[стр. 43]

42 тий, без помощи преподавателя».
Такой подход свойственен многим.
Так С.И.
Гессен хотя и не давал определение понятию самообразования, но и он понимал его как самостоятельное управление развитием собственной личности.
Образованный человек, по его мнению,
это человек, «который стремится к дальнейшему образованию и владеет навыками самообразования».
Одной из главных задач он, считал «привитие
молодежи стремления к самообразованию» [43, С.448].
К такой точке зрения присоединяется польский дидактик
Оконь, который считает, что «самообразованиеэто такой вид обучения, цели содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта процесс совершенно самостоятельного учения человека.
Поэтому так называемое управляемое самообразование является не самообучением, а относительно самостоятельным учением под руководством другого лица (учителя, инструктора), которое влияет на цели этого учения, на его содержа, а также на методы и
формы[125, С.
165].
По его мнению, фактор полной свободы выбора, полной самостоятельности накладывает на самообразование своеобразный отпечаток.
Этот выбор, как считает В.Оконь, не каждому даётся, поэтому истинный процесс самообразования встречается очень редко.
Оптимального уровня самообразование достигает, когда
око преобразуется в постоянную жизненную потребность человека, основу его поведения и образа жизни.
В отечественной педагогике мы также
найдем немало свидетельств высказываний, в которых сущность самообразования рассматривается именно с позиции того, кем осуществляется руководство самообразовательной деятельностью: только самими обучающимися или под руководством учителя.
Например, Т.А.Воронова
[41, С.69] считает что «самообразование., в значительной степени определяется закономерностями деятельности, влияет на результативность работы..
Это процесс, управляемый самой личностью.
Самоуправление деятельностью требует
четких целей, устойчивых мотивов, развитой воли, высокого уровня самосознания».
Давая определение процессу
[стр. 43]

возрождения теоретических и эмпирических поисков, мы исходим из того, что по мере демократизации и гуманизации просвещения самообразование становится всё больше потребностью всех граждан, всего общества.
Это связано с ростом уровня просвещения с постоянной необходимостью обогащения общего и специального образования, независимо от места и положения, занимаемого личностью в обществе.
В жизни современного общества место самообразования во многом определяется той ролью, которую играют в развитии социума знания людей, их образованность, опыт, умения, профессиональные и личностные качества.
Самообразование, как его определяет Ю.К.
Бабанский [12], предполагает целенаправленную и целеустремлённую работу человека, связанную поиском и усвоением им знаний в определённой, интересующей его области, в том числе и путём слушания специальных передач по радио и телевидению.
Как мы видим, в этом понятии акценты делаются, прежде всего, на предпочтениях личности, ее внутренние потребности и интересы, но в то же время не исключаются и внешние воздействия /радио, телевидение/.
Целенаправленность, целеполагание также может осуществляться и самой личностью принимающей участие в самообразовании, так и учителями, родителями, т.е.
и в этом направлении речь идёт и о внутренних, и о внешних воздействиях.
В «Словаре русского языка» С.Я.
Ожегова [128] мы находим определение самообразованию, в котором исключается какая-либо совместная деятельность /под руководством учителя, библиотекаря, консультанта, родителей/: «Самообразованиеприобретение знаний путём самостоятельных занятий, без помощи преподавателя».
Такой подход свойственен многим.
Так С.И.
Гессен хотя и не давал определение понятию самообразования, но и он понимал его как самостоятельное управление развитием собственной личности.
Образованный человек, по его мнению,


[стр.,44]

44 это человек, «который стремится к дальнейшему образованию и владеет навыками самообразования».
Одной из главных задач он, считал «привитие
молодёжи стремления к самообразованию.»[43, с.
448] К такой точке зрения присоединяется польский дидакт
В.
Оконь, который считает, что «самообразованиеэто такой вид обучения, цели содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта, процесс совершенно самостоятельного учения человека.
Поэтому так называемое управляемое самообразование является не самообучением, а относительно самостоятельным учением под руководством другого лица /учителя, инструктора/, которое влияет на цели этого учения, на его содержание а также на методы и
формы.[129, с.
165] По его мнению, фактор полной свободы выбора, полной самостоятельности накладывает на самообразование своеобразный отпечаток.
Этот выбор, как считает В.Оконь, не каждому даётся, поэтому истинный процесс самообразования встречается очень редко.
Оптимального уровня самообразование достигает, когда
оно преобразуется в постоянную жизненную потребность человека, основу его поведения и образа жизни.
В отечественной педагогике мы также
найдём немало свидетельств высказываний, в которых сущность самообразования рассматривается именно с позиции того, кем осуществляется руководство самообразовательной деятельностью : только самими обучающимися или под руководством учителя.
Например, Т.А.Воронова
[39, с.69]считает что «самообразование., в значительной степени определяется закономерностями деятельности, влияет на результативность работы..
Это процесс, управляемый самой личностью.
Самоуправление деятельностью требует
чётких целей, устойчивых мотивов, развитой воли, высокого уровня самосознания».
Давая определение процессу
самообразования, автор указывает: «Под самообразованием мы понимаем систематическую целенаправленную

[Back]