Методика лаконична и проста в предъявлении и в интерпретации, способности выявлять наиболее непосредственные, неподвластные сознанию явления индивидуально-личностных свойств, при этом полученные данные наглядно демонстрируют связь конституционально заложенных свойств с типом реагирования на средовые воздействия, степень подвластности или сопротивления этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов защиты. Методика представляет собой набор из восьми цветов, которые испытуемый должен ранжировать по степени их субъективной приятности. Каждому цветовому эталону присвоен определенный порядковый номер: темно-синий №1, сине-зеленый №2, оранжево-красный-№3, -желтый-№4, фиолетовый №5, коричневый №6, черный №7, серый (фоновый) №0. Основные цвета: 1) темно-синий символизирует спокойствие, умиротворенность; 2) сине-зеленый чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3) оранжево-красный символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; 4) желтый активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций. Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; |
Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях подтвердил его эффективность. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен транскультуральных аспектов и не провоцирует (в отличие от большинства других вербальных и невербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым шаблонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, эффективным (Д.Я. Райгородский, 2003). Цветовое виденье связано в равной степени с восприятием каждого конкретного цвета, как через призму опосредующего субъективного опыта, так и через реакции «старого мозга», диэнцефальной области, которая является дирижером в сложном оркестре автономных систем организма (И.Г. Малкина — Пых, 2003). Методика выявляет порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого: этот порог, как показывает опыт, в значительной степени обусловлен преобладанием трофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса (И.Г. Малкина Пых, 2003). В то же время выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией. Методика показала себя как прекрасный инструмент психодиагностического исследования при решении вопросов профотбора; она нашла широкое применение в дифференциально-диагностическом плане как индикатор дезадаптации и степени выраженности эмоциональной напряженности (Д.Я. Райгородский, 2003). Методика лаконична и проста как в предъявлении, так и в интерпретации, способностью выявлять наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств, при этом полученные данные наглядно демонстрируют связь конституционально заложенных свойств с типом реагирования на средовые воздействия, степень подвластности или сопротивления этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов защиты. Методика представляет собой набор из восьми цветов, которые испытуемый должен ранжировать по степени их субъективной приятности. Каждому цветовому эталону присвоен определенный порядковый номер: темно-синий №1, сине-зеленый №2, оранжево-красный №3, желтый №4, фиолетовый №5, коричневый №6, черный №7, серый (фоновый) №0). Основные цвета: 1) темно-синий — удовлетворенность; 2) сине-зеленый —чувство уверенности, настойчивость, символизирует спокойствие, иногда упрямство; 3) оранжево-красный символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; 4) желтый активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цве должны занимать преимущественно первые пять позиции. Дополнительные Ф 7) черный; 8) нулевой символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям. Процедура обследования протекает следующим образом (Л.Н. Собчик, 1990; Д.Я. Райгородский, 2003): испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц «самый приятный» цвет, не соотнося его ни с представлениями об одежде (идет к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между |