Проверяемый текст
Гребенкина, Лидия Константиновна. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования (Диссертация 2000)
[стр. 116]

Эффективным согласно исследованию является также использование в учебном процессе технологии игровой деятельности, которая способствует эффективному формированию профессиональных знаний, умений, способностей и личностных качеств у будущих учителей.
Мы исходим из того, что игра это средство, форма и метод формирования профессионализма будущего педагога.

Вместе с тем любая игра это творчество, поэтому в ходе конструирования проекта игры возможно ее усовершенствование.
При разработке технологии конкретной педагогической игры следует учитывать специализацию, цели, назначение, условия, а также интересы, возможности и способности участников игры.
В формировании
профессиональной культуры педагога в нашей практике оправдала себя блиц-игра (рассчитанная на 2-3 минуты), имеющая множество модификаций педагогические, психологические, математические и т.д.
Например, психологическая игра «Мини-вернисаж» (каждый изображает какое-либо животное или человеческое состояние, а другие отгадывают.
Применительно к учебным дисциплинам вуза исследователями разработаны всевозможные комплексы блиц-игр или игры, предусматривающие логику выполнения действий участников в конкретной деятельности по достижению поставленной цели, например: «Я докладчик», «Я учитель», «Я классный руководитель», «Я исследователь», «Я технолог».
Технология подготовки и проведения блиц-игры предполагает знания и умения ее структурирования, определение логики действий.
Поскольку основными элементами игры являются имитация, обучение, общение, важно определить условия и способы действий всех ее участников.
В качестве примера приведем технологию блиц-игры «Я исследователь».

1.
Участники получают бланки, в которых перечислены действия исследователя в хаотическом порядке.
2.
Каждый участник самостоятельно в течение 10-15 минут должен распределить все действия исследователя в логической последовательности,
пб
[стр. 273]

273 *• воспитательной работы и показывает один из фрагментов.
В январе 1994 г.
группа студентов исторического факультета принимала участие в региональных и международных коммунарских сборах, организуемых в школах № 9, 34, 42, 51, (директор О.Н.
Маслюк, последователь идей И.П.
Иванова).
Студенты проводили занятия с участниками по программе сборов.
Оценивая свое участие в работе, выпускница РГПУ в своем дипломном исследовании писала: «Несмотря на жуткую усталость, мы все чувствовали огромное удовлетворение, потому что все, что мы отдавали, вернулось нам теплотой людских сердец.
Когда мы уходили домой, учителя и дети благодарили нас за проведенные занятия и общение с ними».
Целесообразным согласно исследованию является также использование в учебном процессе технологии игровой деятельности, которая способствует эффективному формированию профессиональных знаний, умений, способностей и личностных качеств у будущих учителей.
Мы исходим из того, что игра это средство, форма и метод формирования профессионализма будущего педагога.

Вопросы целенаправленного применения дидактической игры как средства подготовки и переподготовки специалистов в высшей школе в плане овладения способами решения задач профессиональной деятельности изучаются Л.А.
Андреевой, М.Ж.
Арстановым, Н.В.
Борисовой, А.А.
Вербицким, Л.С.
Выготский, А.Л.
Лифшиц, П.И.
Пидкасистым, С.Я.
Харченко.
Как справедливо отмечают А.М.
Князев, Э.Н.
Коротков, Н.П.
Шилов, важно педагогически грамотно применять эти игры в системе новых технологий, где каждый метод и каждое средство находят свое место, способствуют развитию профессионализма, воспитанию профессионально значимых качеств педагога, обеспечивают личностную самоорганизацию, способность к рефлексии.


[стр.,275]

275 Каждое звено, как часть единого целого, включает соответственно определенную логическую последовательность действий педагога и учащихся по подготовке, проведению, анализу и подведению итогов конкретной игры.
Так, например, звено подготовки предусматривает выбор игры, постановку цели и конкретных задач, разработку программы ее проведения, определение субъектов игры, создание условий.
Проведение игры это успешное воплощение программы в деятельности, реализация функций каждым участником игры, иными словами, сама игра с учетом логики действий, правил, атрибутов, содержания и, наконец, рефлексия.
Анализ игры это реализация цели и конкретных задач развития личности будущего педагога.
Наиболее длительной подготовки требуют деловые и ролевые игры, имеющие свою технологию.
Каждая конкретная игра предусматривает систему правил и действий игротехника и участников игры, однако логика действий должна соответствовать специфике игры и представленной выше общей схеме технологии игровой деятельности.
Например, при проведении компьютерных игр проводится установочная беседа, которая включает формулировку целей, раскрытие основных идей темы, знакомство с технологией, проведение тренировочного, контрольного и уточняющего раундов, индивидуальное консультирование, необходимая запись, оценивание, подведение итогов игры, рефлексия.
Вместе с тем любая игра это творчество, поэтому в ходе конструирования проекта игры возможно ее усовершенствование.
При разработке технологии конкретной педагогической игры следует учитывать специализацию, цели, назначение, условия, а также интересы, возможности и способности участников игры.
В формировании
профессионализма педагога в нашей практике ч/ф оправдала себя блиц-игра, имеющая множество модификаций

[стр.,276]

276 относительно целей и изучаемых тем, связанных с отработкой системы знаний и практических умений, качеств личности.
Применительно к учебным дисциплинам вуза возможна разработка комплекса различных блиц-игр.
Подобная система игр разработана нами по педагогическим дисциплинам в виде двух основных блоков: содержательном и процедурном.
В первом блоке представлены игры, в которых акцентируется внимание на теоретические знания по конкретным темам, например, «Дифференцированное обучение в школе», «Система деятельности педагога-воспитателя».
Второй блок включает игры, предусматривающие логику выполнения действий (операций) участников в конкретной деятельности по достижению поставленной цели, например: «Я докладчик», «Я учитель», «Я классный руководитель», «Я исследователь», «Я технолог».
Технология подготовки и проведения блиц-игры предполагает знания и умения ее структурирования, определение логики действий.
Поскольку основными элементами игры являются имитация, обучение, общение, важно определить условия и способы действий всех ее участников.
В качестве примера приведем технологию блиц-игры «Я-исследователь».

*• 1.
Участники получают бланки (табл.
6), в которых перечислены действия исследователя в хаотическом порядке.
2.
Каждый участник самостоятельно в течение 10-15 минут должен распределить все действия исследователя в логической последовательности,
расставив номера действий в графе «Индивидуальная оценка».
3.
После индивидуальной работы методом танграма создаются группы из 5-7 человек.

[Back]