мысль о специальной подготовке учителей, об открытии педагогических факультетов с целью обучения квалифицированных педагогов, сочетая в образовании учителя высокую теоретическую и основательную практическую подготовку. В своей работе «Три элемента школы» К.Д. Ушинский подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Он высоко ценил профессиональные и личностные качества педагога: патриотизм, образованность, учительский долг и гражданскую ответственность, дисциплинированность и заботливость, доброжелательность и педагогический такт. Для того чтобы отвечать названным требованиям, учитель, по мнению К.Д. Ушинского, призван быть образованным, заинтересованным в постоянном совершенствовании своего профессионального мастерства, стремиться к глубокому изучению педагогики и психологии, участвовать в различных областях народной жизни, делиться опытом, удачами со своими коллегами, быть готовым идти «по дороге самоусовершенствования и вести по ней других». Анализ наследия К.Д. Ушинского показывает, что, разрабатывая педагогическую теорию, он не только размышлял над сложнейшими проблемами обучения и воспитания в условиях своего времени, но и прогнозировал будущее педагогики как науки, воспитания как важнейшего из искусств, пути подготовки педагога-мастера, его последователь К.Д. Ушинского, автор многих учебных пособий, Д.Д. Семенов (1834-1902), разработал и ввел ряд терминов, относящихся к подготовке и оценке личности учителя как профессионала: «образцовые учителя», «педагогическое самообразование», «проба педагогических сил», «педагогическое мастерство». Он выступал в защиту многостороннего образования учителя-методиста, способного к творческому обучению детей, считал, что учитель это, прежде всего, гуманист и труженик. 15 |
55 высказал мысль о специальной подготовке учителей, об открытии педагогических факультетов с целью обучения квалифицированных педагогов, сочетая в образовании учителя высокую теоретическую и основательную практическую подготовку. Ушинский подчеркивал, что педагог это прежде всего Человек-гуманист, любящий детей и свою профессию; это профессионал, знающий свой предмет обучения и воспитания; это психолог, изучающий ребенка во всех его отношениях; это мастер, достигший вершин искусства в общении с детьми; это активная, самостоятельная, убежденная личность. Учитель должен быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом. К.Д. Ушинский обозначил основные слагаемые педагогического мастерства: накопление личного опыта учебно-воспитательной работы, правильное его осмысление («передается мысль, выведенная из опыта, а не самый опыт»), единство теории и практики. Мастерство педагога выражается в умении владеть многообразием средств педагогической техники, например, уметь выразительно показать свои чувства и отношения, радостное настроение, взволнованность, страстность, выдержку, негодование, одобрение. Все труды К.Д. Ушинского обращены к педагогике и школе, воспитанию и обучению, личности воспитанника и воспитателя. Его основные педагогические идеи о народности воспитания, о педагогике как науке и искусстве, его психологические и дидактические взгляды оказали существенное влияние на современную теорию воспитания, на методологические ориентиры в профессиональной подготовке учителявоспитателя (антропологический, культурологический, деятельностносредовой, креативный, целостности и связи теории с практикой и др.). В его ведущих работах «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», 57 Воспитателями, по мнению великого педагога, являются также семья, народ, природа, жизнь, при этом каждый выполняет свои функции. В работе «О пользе педагогической литературы» он писал: «В организме общественного воспитания всякому назначено свое дело; но самый важный член в этом организме, без сомнения, преподаватель и ближайший воспитатель, если обе эти должности не соединены вместе...» [416, 150]. В другой своей работе «Три элемента школы» К.Д. Ушинский подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» [417, 266]. Он высоко ценил профессиональные и личностные качества педагога: патриотизм, образованность, учительский долг и гражданскую ответственность, дисциплинированность и заботливость, доброжелательность и педагогический такт. Для того чтобы отвечать названным требованиям, учитель, по мнению К.Д. Ушинского, призван быть образованным, заинтересованным в постоянном совершенствовании своего профессионального мастерства, стремиться к глубокому изучению педагогики и психологии, участвовать в различных областях народной жизни, делиться опытом, удачами со своими коллегами, быть готовым идти «по дороге самоусовершенствования и вести по ней других». Анализ наследия К.Д. Ушинского показывает, что, разрабатывая педагогическую теорию, он не только размышлял над сложнейшими проблемами обучения и воспитания в условиях своего времени, но и прогнозировал будущее педагогики как науки, воспитания как важнейшего из искусств, пути подготовки педагога-мастера, его 58 качественные характеристики, что в значительной степени может послужить основой модели формирования профессионализма современного педагога. Рис. 1. Компоненты профессионализма учителя по К.Д. Ушинскому Русский педагог, последователь К.Д. Ушинского, автор многих учебных пособий, Д.Д. Семенов (1834-1902), разработал и ввел ряд терминов, относящихся к подготовке и оценке личности учителя как профессионала: «образцовые учителя», «педагогическое самообразование», «проба педагогических сил», «педагогическое мастерство». Он выступал в защиту многостороннего образования учителя-методиста, способного к творческому обучению детей, считал, что учитель это прежде всего гуманист и труженик. Великий русский ученый и прогрессивный деятель Д.И. Менделеев (1834-1907) большое внимание уделял вопросам народного просвещения, в том числе высшему образованию, подготовке учителей и профессоров как высокообразованных специалистов, обладающих общим философским • |