педагог важность «постоянной работы учителя над своим собственным развитием и усовершенствованием» (77, С. 136). Итак, ретроспектива проблематики личности учителя и его подготовки показывает, что на протяжении веков выдающиеся деятели педагогической мысли отстаивали потребность школы в учителе, обладающем профессиональной культурой, мастере педагогического труда. Они считали, что учитель это прежде всего гражданин, гуманная личность, человек, любящий детей и свое дело, обладающий всеми необходимыми знаниями, умениями, способностями, высокими духовно-нравственными качествами. Их требования к учителю-мастеру незначительно отличаются от современных требований, а суть всей подготовки учителя сводится к формированию профессиональной культуры профессиональной компетенции, гуманных качеств личности, формированию потребности к самосовершенствованию. Обратимся к анализу педагогического наследия педагогов советского периода. Коренная перестройка школы потребовала подготовки и переподготовки педагогических кадров. Создание новой школы было немыслимо без соответствующей подготовки учителя. Ведущие педагоги тех лет наметили разные подходы к решению этой проблемы. Так, Н.К. Крупская, выступая на I Всероссийском съезде учителей (1918), отмечала, что школа должна стать центром воспитания подрастающего поколения, учитель должен иметь научное мировоззрение, фундаментальные знания основ наук, высокие нравственные качества, владеть практическими умениями и навыками, заниматься самообразованием, проявлять общественную активность, самодеятельность и творчество. Она считала, что новая школа может сложиться благодаря коллективному опыту передовых учителей. С.Т. Шацкий (1878-1934) большое внимание уделял подготовке и переподготовке учителей. Он считал, что эта работа, как и работа педагогических институтов, должна проходить в трех направлениях: научноисследовательском, курсовом (по подготовке студентов и переподготовке учителей) и практическом (по руководству школами). Среди ведущих ка17 |
62 600]. Оценивая педагогическое наследие П.Ф. Каптерева, В.А. Сластенин отмечает: «Его труды удивительно созвучны с гуманистической парадигмой современного образовательного процесса, пафос которого обращенность к человеческой личности во всем ее многообразии» [373, 76]. Таким образом, ретроспектива проблематики личности учителя и его подготовки показывает, что на протяжении веков выдающиеся деятели педагогической мысли отстаивали потребность школы в учителепрофессионале, мастере педагогического труда. Они считали, что учитель это прежде всего гражданин, гуманная личность, человек, любящий детей и свое дело, обладающий всеми необходимыми знаниями, умениями, способностями, высокими духовно-нравственными качествами. Их требования к учителю-мастеру мало чем отличаются от современных требований, а суть подготовки сводится к выработке профессиональной компетенции, гуманных качеств личности, формированию потребности к самосовершенствованию. С позиций нашего исследования не менее интересен анализ педагогического наследия педагогов советского периода. Как известно, реформирование школы в первые годы Советской власти, несмотря на все трудности того времени, вызвало огромный интерес к образованию у народных масс. Коренная перестройка школы потребовала подготовки и переподготовки педагогических кадров. Создание новой школы было немыслимо без соответствующей подготовки учителя. Ведущие педагоги тех лет наметили разные подходы к решению этой проблемы. Так, Н.К. Крупская, выступая на I Всероссийском съезде учителей (1918), отмечала, что школа должна стать центром воспитания подрастающего поколения, учитель должен иметь научное мировоззрение, фундаментальные знания основ наук, высокие нравственные качества, владеть практическими умениями и навыками, заниматься самообразованием, проявлять 63 общественную активность, самодеятельность и творчество. Она считала, что новая школа может сложиться благодаря коллективному опыту передовых учителей [427, 519]. С.Т. Шацкий (1878-1934) большое внимание уделял подготовке и переподготовке учителей. Он считал, что эта работа, как и работа педагогических институтов, должна проходить в трех направлениях: научно-исследовательском, курсовом (по подготовке студентов и переподготовке учителей) и практическом (по руководству школами). С.Т. Шацкий разработал систему повышения педагогического мастерства учителя. Основными формами повышения квалификации, он полагал, должны стать летние курсы, конференции, семинары, практикумы, учительские съезды, изучение и обобщение педагогического опыта, а также анализ личного опыта. Среди ведущих качеств педагога Шацкий выделял высокую интеллигентность и постоянное стремление к духовному росту. При этом главным методом своего духовного роста он считал самообразование, так как педагогическая техника, педагогическое искусство результат повседневного творческого труда. Он рекомендовал учителю развивать в себе качества исследователя, упражняться в наблюдательности, учиться полному самообслуживанию и «приобретать мозоли, которых так недостает нашему образованному люду». С.Т. Шацкий определил основные принципы, на которых должна строиться работа с учителями: связь с жизнью, с окружающей средой; взаимодействие теории с практикой; непрерывность педагогического образования; сочетание индивидуального и коллективного начал в творческом поиске. «Без учителя, способного творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может» [432, 102]. Его оригинальная идея о “выращивании” человека, опираясь на традиции, обычаи, нормы, микросреды, используя ценное из культуры семьи, |