Проверяемый текст
Афонина, Елена Александровна; Развитие нравственного потенциала будущего педагога средствами естественнонаучных дисциплин (Диссертация 2006)
[стр. 102]

В процессе формирования научно-нравственного мировоззрения происходит превращение идей, знаний, преподносимых учащимся и усваиваемых ими, в мировоззренческую часть их индивидуального нравственного сознания.
Это своеобразный процесс внутреннего принятия, включения идей, знаний в духовный мир
школьника, формирование его мировоззренческой культуры, сквозь призму которой воспринимается, оценивается и осмысливается действительность и которая решающим образом влияет на духовное самоопределение.
Гуманитарный подход концентрируется на наиболее сущностных проявлениях человеческой природы: ценностях, смыслах, свободе, ответственности.
Гуманитарные ценности должны стать элементом знания, получить для участников образовательного процесса личностную значимость, стать ориентиром и регулятором их деятельности.
Существуют принципы, на базе которых можно конструировать содержание любой естественнонаучной дисциплины.
1.
Характер обучения для каждого человека индивидуально своеобразен.
2.
Процесс обучения основан на внутренней мотивации, а также на потребности личности вступать в полноценное общение с другими.
3.
Человек лучше всего обучается в обстановке заботы и поддержки.

На протяжении последних двух столетий успехи естественных наук и их роль в научно-техническом прогрессе были столь велики, что акцент в преподавании невольно был смещен в сторону их прикладного значения.
По мнению И.Ю.
Алексашиной, «изменение взгляда человека на мир и на его место в мире невозможно без знания самого этого мира, логики его развития и его современной научной картины.
В сфере естествознания лежат те природные закономерности и фундаментальные законы природы, знание которых составляет основу и смысл всякого знания»
[7, с.
55-57].
Гуманитаризацию естественнонаучных знаний она рассматривает как результат внутренней логики развития естественных и технических наук: «В современном естествознании на смену математическому, а затем физическому идеалу
102
[стр. 83]

нравственных ценностей (нравственно-экологических ценностей и ценностей межличностного общения и взаимодействия).
В процессе формирования научно-нравственного мировоззрения происходит превращение идей, знаний, преподносимых
студентам и усваиваемых ими, в мировоззренческую часть их индивидуального нравственного сознания.
Это своеобразный процесс внутреннего принятия, включения идей, знаний в духовный мир
будущего педагога, формирование его мировоззренческого потенциала и мировоззренческой культуры, сквозь призму которой воспринимается, оценивается и осмысливается действительность и которая решающим образом влияет на духовное самоопределение [229].
Гуманитарный подход концентрируется на наиболее сущностных проявлениях человеческой природы: ценностях, смыслах, свободе, ответственности.
Гуманитарные ценности должны стать элементом знания, получить для участников образовательного процесса личностную значимость, стать ориентиром и регулятором их деятельности.
Существуют принципы, на базе которых можно конструировать содержание любой естественнонаучной дисциплины.
1.
Характер обучения для каждого человека индивидуально своеобразен.
2.
Процесс обучения основан на внутренней мотивации, а также на потребности личности вступать в полноценное общение с другими.
3.
Человек лучше всего обучается в обстановке заботы и поддержки.

При этом гуманизация образования касается всех элементов его содержания, и, прежде всего, ценностно-смысловой его компоненты.
Каждая естественнонаучная дисциплина является отражением определенного вида человеческой деятельности, определенной части социального опыта, накопленного человечеством.
Поэтому необходим аксиологический анализ содержания каждой учебной дисциплины с целью выявления ее гуманистического потенциала с тем, чтобы впоследствии его максимально использовать.


[стр.,84]

На протяжении последних двух столетий успехи естественных наук и их роль в научно-техническом прогрессе были столь велики, что акцент в преподавании невольно был смещен в сторону их прикладного значения.
По мнению И.Ю.Алексашиной «изменение взгляда человека на мир и на его место в мире невозможно без знания самого этого мира, логики его развития и его современной научной картины.
В сфере естествознания лежат те природные закономерности и фундаментальные законы природы, знание которых составляет основу и смысл всякого знания»
[8, с.55].
Гуманитаризацию естественнонаучных знаний она рассматривает как результат внутренней логики развития естественных и технических наук: «В современном естествознании на смену математическому, а затем физическому идеалу
научной теории как «чистой» реальности, не содержащей и следа присутствия субъекта познания, пришел идеал гуманитарного знания, традиционным объектом изучения которого является человек и его деятельность» [8, с.56].
Это привело, во-первых, к усложнению традиционного объекта естественнонаучного познания: он неизбежно включает в себя человеческую деятельность во всех видах.
Во-вторых, «сама методология науки начинает рассматриваться в новой познавательной ситуации не как наука о методах, а как учение об активности субъекта познания, что является важнейшим фактором гуманитаризации науки» [8, с.58].
В-третьих, «естественнонаучная культура как часть интегральной характеристики личности базируется на понимании современной естественнонаучной картины мира.
Ее основные черты: целостный взгляд на мир как систему; ценностный взгляд на мир и место человека в нем в инвайроментальной парадигме (человек часть природы); эволюционный взгляд на мир природу и человека в целом; экологический взгляд на мир» [8, с.56].
Следовательно, предметы естественнонаучного цикла не только обладают существенным ценностно-смысловым потенциалом, но многие ценно

[Back]