научной теории как «чистой» реальности, не содержащей и следа присутствия субъекта познания, пришел идеал гуманитарного знания, традиционным объектом изучения которого являются человек и его деятельность» [7, с. 59]. Это привело, во-первых, к усложнению традиционного объекта естественнонаучного познания: он неизбежно включает в себя человеческую деятельность во всех видах. Во-вторых, «сама методология науки начинает рассматриваться в новой познавательной ситуации не как наука о методах, а как учение об активности субъекта познания, что является важнейшим фактором гуманитаризации науки». В-третьих, «естественнонаучная культура как часть интегральной характеристики личности базируется на понимании современной естественнонаучной картины мира. Ее основные черты: целостный взгляд на мир как систему; ценностный взгляд на мир и место человека в нем в инвайроментальной парадигме (человек —часть природы); эволюционный взгляд на мир — природу и человека в целом; экологический взгляд на мир» [7, с. 61]. Следовательно, предметы естественнонаучного цикла не только обладают существенным ценностно-смысловым потенциалом, но многие ценностносмысловые аспекты естественнонаучного образования уникальны, так как не дублируются в рамках других образовательных областей. Уникальность гуманитарного потенциала естественнонаучных дисциплин становится более зримой, если подойти к его ценностно-смысловому анализу на основе подхода к миру как к целостной системе. Осознание мира как глобальной целостности это относительно новая ментальная парадигма, определяющая сегодня наше миропонимание, наши ценностные ориентации и наше мышление. «Методология целостного подхода это взгляд на мир как на взаимосвязанную систему, точнее как на «систему систем»: 1. Центральное отношение, конституирующее эту систему, ест отношение «Человек и Мир»: человек и природа, человек и общество, человек и человек. Поэтому системно-целостное миропонимание с необходимостью включает в себя и гуманистическую составляющую. 103 |
На протяжении последних двух столетий успехи естественных наук и их роль в научно-техническом прогрессе были столь велики, что акцент в преподавании невольно был смещен в сторону их прикладного значения. По мнению И.Ю.Алексашиной «изменение взгляда человека на мир и на его место в мире невозможно без знания самого этого мира, логики его развития и его современной научной картины. В сфере естествознания лежат те природные закономерности и фундаментальные законы природы, знание которых составляет основу и смысл всякого знания» [8, с.55]. Гуманитаризацию естественнонаучных знаний она рассматривает как результат внутренней логики развития естественных и технических наук: «В современном естествознании на смену математическому, а затем физическому идеалу научной теории как «чистой» реальности, не содержащей и следа присутствия субъекта познания, пришел идеал гуманитарного знания, традиционным объектом изучения которого является человек и его деятельность» [8, с.56]. Это привело, во-первых, к усложнению традиционного объекта естественнонаучного познания: он неизбежно включает в себя человеческую деятельность во всех видах. Во-вторых, «сама методология науки начинает рассматриваться в новой познавательной ситуации не как наука о методах, а как учение об активности субъекта познания, что является важнейшим фактором гуманитаризации науки» [8, с.58]. В-третьих, «естественнонаучная культура как часть интегральной характеристики личности базируется на понимании современной естественнонаучной картины мира. Ее основные черты: целостный взгляд на мир как систему; ценностный взгляд на мир и место человека в нем в инвайроментальной парадигме (человек часть природы); эволюционный взгляд на мир природу и человека в целом; экологический взгляд на мир» [8, с.56]. Следовательно, предметы естественнонаучного цикла не только обладают существенным ценностно-смысловым потенциалом, но многие ценно стно-смысловые аспекты естественнонаучного образования уникальны, так как не дублируются в рамках других образовательных областей. Уникальность гуманитарного потенциала естественнонаучных дисциплин становится более зримой, если подойти к его ценностно-смысловому анализу на основе подхода к миру как к целостной системе. Осознание мира как глобальной целостности — это относительно новая ментальная парадигма, определяющая сегодня наше миропонимание, наши ценностные ориентации и наше мышление. «Методология целостного подхода это взгляд на мир как на взаимосвязанную систему, точнее как на «систему систем»: 1. Центральное отношение, конституирующее эту систему, есть отношение «Человек и Мир»: человек и природа, человек и общество, человек и человек. Поэтому системно-целостное миропонимание с необходимостью включает в себя и гуманистическую составляющую. 2. Система «Человек и Мир» есть интегрированная целостность, основанная на многомерных взаимозависимостях между отдельными подсистемами, междисциплинарном подходе, интеграции естественнонаучной и гуманитарной подготовки. 3. Система «Человек и мир» это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, основанная на гомеостазисе и уравновешенности, причем нарушение коэволюции, то есть сбалансированности в развитии отдельных подсистем и системы в целом, порождает глобальные проблемы, решение которых требует совместных усилий всех стран мира. 4. Целостный подход предполагает развитие у человека новой системы ориентаций, основанных на общечеловеческих ценностях; формирование гуманистических отношений между людьми; овладение новыми способами научного мышления» [124, с. 18]. Особое значение в целостной системе «человек и мир» имеет человек, понимаемый как целостная личность, реализующая свой потенциал во взаимодействии с миром: природой, обществом, другими людьми. |