2. Система «Человек и Мир» есть интегрированная целостность, основанная на многомерных взаимозависимостях между отдельными подсистемами, междисциплинарном подходе, интеграции естественнонаучной и гуманитарной подготовки. 3. Система «Человек и Мир» это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, основанная на гомеостазисе и уравновешенности, причем нарушение коэволюции, то есть сбалансированности в развитии отдельных подсистем и системы в целом, порождает глобальные проблемы, решение которых требует совместных усилий всех стран мира. 4. Целостный подход предполагает развитие у человека новой системы ориентации, основанной на общечеловеческих ценностях; формирование гуманистических отношений между людьми; овладение новыми способами мышления. Особое значение в системе «Человек и Мир» имеет человек, понимаемый как целостная личность, реализующая свой потенциал во взаимодействии с миром: природой, обществом, другими людьми. Мы согласны с И.Ю. Алексашиной в том, что такой подход в рамках естественнонаучных дисциплин может быть реализован путем «переориентации преподавания базовых естественных дисциплин физики, химии, географии, биологии, с объективно-безличного изложения знаний на определение их места и роли в социокультурном контексте эпохи на основе изучения объектов естествознания в системе «природа наука техника общество человек». В этом случае человек, его деятельность оказываются включенными в саму структуру естественнонаучного знания, которое является необходимой основой определения альтернативных путей развития системы «природа общество человек». При этом целостное мировосприятие, системное мышление и аксиологическая оценка системы «природа человек» выступают как исходное целеполагание при разработке новой дидактической системы», а «в критериях научности следует учитывать безусловный приоритет современного научного стиля мышления перед знаниями» [7, с. 62-63]. 104 |
стно-смысловые аспекты естественнонаучного образования уникальны, так как не дублируются в рамках других образовательных областей. Уникальность гуманитарного потенциала естественнонаучных дисциплин становится более зримой, если подойти к его ценностно-смысловому анализу на основе подхода к миру как к целостной системе. Осознание мира как глобальной целостности — это относительно новая ментальная парадигма, определяющая сегодня наше миропонимание, наши ценностные ориентации и наше мышление. «Методология целостного подхода это взгляд на мир как на взаимосвязанную систему, точнее как на «систему систем»: 1. Центральное отношение, конституирующее эту систему, есть отношение «Человек и Мир»: человек и природа, человек и общество, человек и человек. Поэтому системно-целостное миропонимание с необходимостью включает в себя и гуманистическую составляющую. 2. Система «Человек и Мир» есть интегрированная целостность, основанная на многомерных взаимозависимостях между отдельными подсистемами, междисциплинарном подходе, интеграции естественнонаучной и гуманитарной подготовки. 3. Система «Человек и мир» это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, основанная на гомеостазисе и уравновешенности, причем нарушение коэволюции, то есть сбалансированности в развитии отдельных подсистем и системы в целом, порождает глобальные проблемы, решение которых требует совместных усилий всех стран мира. 4. Целостный подход предполагает развитие у человека новой системы ориентаций, основанных на общечеловеческих ценностях; формирование гуманистических отношений между людьми; овладение новыми способами научного мышления» [124, с. 18]. Особое значение в целостной системе «человек и мир» имеет человек, понимаемый как целостная личность, реализующая свой потенциал во взаимодействии с миром: природой, обществом, другими людьми. Мы согласны с И.Ю.Алексашиной [7] в том, что такой подход в рамках естественнонаучных дисциплин может быть реализован путем «переориентации преподавания базовых естественных дисциплин — физики, химии, географии, биологии, астрономии с объективно-безличного изложения знаний на определение их места и роли в социокультурном контексте эпохи на основе изучения объектов естествознания в системе «природа наука техника общество человек» [7, с.26]. В этом случае «человек, его деятельность, оказываются включенными в саму структуру естественнонаучного знания, которое является необходимой основой определения альтернативных путей развития системы «природа общество человек»» [7, с.26]. При этом «целостное мировосприятие, системное мышление и аксиологическая оценка системы «природа человек» выступают как исходное целеполагание при разработке новой дидактической системы», а «в критериях научности следует учитывать безусловный приоритет современного научного стиля мышления перед знаниями» [8, с.60]. Реализация данного подхода к анализу содержания естественнонаучного образования подразумевает также ценностно-смысловую оценку последнего с позиций тех коренных изменений, которые происходят в современном мире. Эти изменения приводят к тому, что, с одной стороны, общество постепенно приходит к признанию индивидуальных целей личности не менее значимыми, чем коллективные или общественные, к уважению права личности свободно реализовывать свой жизненный выбор, сделанный в соответствии с собственной системой ценностей. С другой стороны, каждый отдельный человек все больше ощущает свою причастность к жизни всей планеты. Глобальные проблемы современности, именно в силу своей глобальности и всеобщности, «оказывают интегрирующее влияние на человечество, осознающее взаимосвязь, взаимозависимость, общность судеб, природных и социальных процессов» [6, с.8]. |