Проверяемый текст
Афонина, Елена Александровна; Развитие нравственного потенциала будущего педагога средствами естественнонаучных дисциплин (Диссертация 2006)
[стр. 105]

Реализация данного подхода к анализу содержания естественнонаучного образования подразумевает также ценностно-смысловую оценку последнего с позиций тех коренных изменений, которые происходят в современном мире.
Эти изменения приводят к тому, что, с одной стороны, общество постепенно приходит к признанию индивидуальных целей личности не менее значимыми, чем коллективные или общественные, к уважению права личности свободно реализовывать свой жизненный выбор, сделанный в соответствии с собственной системой ценностей.
С другой стороны, каждый отдельный человек все больше ощущает свою причастность к жизни всей планеты.
Глобальные проблемы современности именно в силу своей глобальности и всеобщности оказывают интегрирующее влияние на человечество, осознающее взаимосвязь, взаимозависимость, общность судеб, природных и социальных процессов.

Необходимость присутствия в содержании образования вопросов взаимоотношения человека и природы определяется тем, что «взаимодействие человека с природой на протяжении всей истории составляло не только основу существования человека, но
и определяло в значительной мере пределы и возможности общественного прогресса» [156, с.
124].
Эта проблема рассматривается в настоящее время очень широко: с точки зрения истории (когда все это началось; как это связано с появлением и развитием человечества вообще), с точки зрения прогнозирования и планирования будущего человечества (что делать дальше; на какой опыт опереться; есть ли часть человечества, которой суждено погибнуть); с точки зрения морали (имеет ли человек право вмешиваться в ход природных процессов; может ли он брать на себя ответственность за создание новых биологических структур, создавать новые, в том числе и человеческие организмы).
По мнению многих философов, причины современного глобального экологического кризиса во многом коренятся в том различии, которое пролегает между человеком и природой, а также в том потребительском способе обращения с природой, который современный человек унаследовал от
105
[стр. 86]

Мы согласны с И.Ю.Алексашиной [7] в том, что такой подход в рамках естественнонаучных дисциплин может быть реализован путем «переориентации преподавания базовых естественных дисциплин — физики, химии, географии, биологии, астрономии с объективно-безличного изложения знаний на определение их места и роли в социокультурном контексте эпохи на основе изучения объектов естествознания в системе «природа наука техника общество человек» [7, с.26].
В этом случае «человек, его деятельность, оказываются включенными в саму структуру естественнонаучного знания, которое является необходимой основой определения альтернативных путей развития системы «природа общество человек»» [7, с.26].
При этом «целостное мировосприятие, системное мышление и аксиологическая оценка системы «природа человек» выступают как исходное целеполагание при разработке новой дидактической системы», а «в критериях научности следует учитывать безусловный приоритет современного научного стиля мышления перед знаниями» [8, с.60].
Реализация данного подхода к анализу содержания естественнонаучного образования подразумевает также ценностно-смысловую оценку последнего с позиций тех коренных изменений, которые происходят в современном мире.
Эти изменения приводят к тому, что, с одной стороны, общество постепенно приходит к признанию индивидуальных целей личности не менее значимыми, чем коллективные или общественные, к уважению права личности свободно реализовывать свой жизненный выбор, сделанный в соответствии с собственной системой ценностей.
С другой стороны, каждый отдельный человек все больше ощущает свою причастность к жизни всей планеты.
Глобальные проблемы современности, именно в силу своей глобальности и всеобщности, «оказывают интегрирующее влияние на человечество, осознающее взаимосвязь, взаимозависимость, общность судеб, природных и социальных процессов»
[6, с.8].


[стр.,87]

Необходимость присутствия в содержании образования вопросов взаимоотношения человека и природы определяется тем, что «взаимодействие человека с природой на протяжении всей истории составляло не только основу существования человека, но определяло в значительной мере пределы и возможности общественного прогресса» [192, с.49].
Эта проблема рассматривается в настоящее время очень широко: с точки зрения истории (когда все это началось; как это связано с появлением и развитием человечества вообще), с точки зрения прогнозирования и планирования будущего человечества (что делать дальше; на какой опыт опереться; есть ли часть человечества, которой суждено погибнуть); с точки зрения морали (имеет ли человек право вмешиваться в ход природных процессов; может ли он брать на себя ответственность за создание новых биологических структур, создавать новые, в том числе и человеческие организмы).
По мнению многих философов, причины современного глобального экологического кризиса во многом коренятся в том различии, которое пролегает между человеком и природой, а также в том потребительском способе обращения с природой, который современный человек унаследовал от
более древних времен.
«Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя» — говорил Н.Винер [212, с.36].
Таким образом, потребность в формировании экологической культуры как решающего фактора в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время все более актуальной, при этом «признание экологического интереса приоритетным перед экономическим, политическим, военным отвечает общечеловеческим ценностям, то есть высшим ценностям жизни и культуры» [95, с.49].
Экология рассматривает биосферу как единую систему и требует от нас понимания этого единства: «В основу всех исследований деятельности важно положить принцип, согласно которому человечество и природа не

[стр.,94]

ния, его неисчерпаемость, системность научного знания, необходимость элементарной технической грамотности и др.) дополнены ценностями, отвечающими социокультурным изменениям, произошедшим в обществе (множественность мировосприятия, необходимость критической оценки любого достижения НТП, признание права личности свободно реализовывать свой жизненный выбор, сделанный в соответствии с собственной системой ценностей и др.).
ИЛО.
Алексашина подчеркивает, что «методология гуманитаризации учебного познания связана с усилением аксиологического компонента учебного материала, что неизбежно приводит к качественно новым характеристикам естественнонаучных знаний.
Это знания-убеждения, которые представляют собой специфический синтез, сплав естественнонаучных знаний и гуманистических ориентаций.
К числу отличительных особенностей таких знаний относится и то, что они характеризуются системным и вероятностным стилем мышления».
По мнению И.Ю.
Пендюр [148], ценностно-смысловой подход к анализу содержания естественнонаучного образования дает тот системообразующий фактор, на основе которого возможно приведение в соответствие целей естественнонаучного образования и потребностей общества на данном этапе его развития.
Обучение в педвузе должно способствовать формированию у студента такой личностной системы ценностей, которая не вступала бы в противоречие с объективными процессами, происходящими в современном динамично изменяющемся мире, и помогала бы развивающейся личности студента в выработке достаточно определенного и непротиворечивого понимания окружающего мира и своего места в нем.
Мы убеждены, что аксиологический подход к содержанию учебных дисциплин способствует воспитанию студентов, в сознании которых рациональное и ценностное не только сочетаются, но и иерархически упорядочены.
Эта упорядоченность основывается на том, что ценностно-смысловые аспекты сознания придают направленность его рациональным аспектам: зна

[Back]