более древних времен. «Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя», говорил Н. Винер. Таким образом, потребность в формировании нравственноэкологической культуры как решающего фактора в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время все более актуальной, при этом признание экологического интереса приоритетным перед экономическим, политическим, военным отвечает общечеловеческим ценностям, то есть высшим ценностям жизни и культуры. Экология рассматривает биосферу как единую систему и требует от нас понимания этого единства. В основу всех исследований деятельности важно положить принцип, согласно которому человечество и природа не внешние по отношению друг к другу, а органично связанные подсистемы единой глобальной системы. Очевидно, содержание современного образования не может обойти стороной вопросы единства, целостности и системной организации природы. Соответствующие знания, получаемые будущими педагогами в процессе изучения естественнонаучных дисциплин, сами по себе могут рассматриваться в качестве ценности. Это связано с тем, что только на их основе может быть сформировано целостное системное представление о природе и о месте человека в ней, а также ценностно-смысловое отношение к социальноответственным, нравственным принципам поведения человека. В этом смысле возможности естественнонаучных дисциплин уникальны. Среди различных феноменов культуры, преобразивших жизнь человека в конце второго тысячелетия, существенная роль принадлежит науке. Изменения, произошедшие в XX веке в научном мышлении, не могли не сказаться на развитии других областей общечеловеческой культуры и неминуемо должны были найти отражение в содержании образования. В качестве главных гуманитарных ценностей естественнонаучного образования в системе «человек-наука» признаются: исторический характер научного познания мира; модельный характер познания; смена парадигм в процессе познания. 106 |
Необходимость присутствия в содержании образования вопросов взаимоотношения человека и природы определяется тем, что «взаимодействие человека с природой на протяжении всей истории составляло не только основу существования человека, но определяло в значительной мере пределы и возможности общественного прогресса» [192, с.49]. Эта проблема рассматривается в настоящее время очень широко: с точки зрения истории (когда все это началось; как это связано с появлением и развитием человечества вообще), с точки зрения прогнозирования и планирования будущего человечества (что делать дальше; на какой опыт опереться; есть ли часть человечества, которой суждено погибнуть); с точки зрения морали (имеет ли человек право вмешиваться в ход природных процессов; может ли он брать на себя ответственность за создание новых биологических структур, создавать новые, в том числе и человеческие организмы). По мнению многих философов, причины современного глобального экологического кризиса во многом коренятся в том различии, которое пролегает между человеком и природой, а также в том потребительском способе обращения с природой, который современный человек унаследовал от более древних времен. «Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя» — говорил Н.Винер [212, с.36]. Таким образом, потребность в формировании экологической культуры как решающего фактора в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время все более актуальной, при этом «признание экологического интереса приоритетным перед экономическим, политическим, военным отвечает общечеловеческим ценностям, то есть высшим ценностям жизни и культуры» [95, с.49]. Экология рассматривает биосферу как единую систему и требует от нас понимания этого единства: «В основу всех исследований деятельности важно положить принцип, согласно которому человечество и природа не внешние по отношению друг к другу, а органично связанные подсистемы единой глобальной системы» [192, с.56]. Очевидно, содержание современного образования не может обойти стороной вопросы единства, целостности и системной организации природы. Соответствующие знания, получаемые будущими педагогами в процессе изучения естественнонаучных дисциплин, сами по себе могут рассматриваться в качестве ценности. Это связано с тем, что только на их основе может быть сформировано целостное системное представление о природе и о месте человека в ней, а также ценностно-смысловое отношение к социальноответственным, нравственным принципам поведения человека. В этом смысле возможности естественнонаучных дисциплин уникальны. Среди различных феноменов культуры, преобразивших жизнь человека в конце второго тысячелетия, существенная роль принадлежит науке. Изменения, произошедшие в XX веке в научном мышлении, не могли не сказаться на развитии других областей общечеловеческой культуры и неминуемо должны найти отражение в содержании образования. В качестве главных гуманитарных ценностей естественнонаучного образования в системе «человек-наука» признаются: исторический характер научного познания мира; модельный характер познания; смена парадигм в процессе познания. В условиях интеграции наук происходит расширение сферы их методологического взаимодействия. Одновременно с проникновением методов точных наук в гуманитарные области человеческой культуры наблюдается воздействие особенностей методологии гуманитарного познания на структуру естественнонаучного и технического, что предполагает «внести в методологию познания природы, оправдавшие себя в других сферах «гуманитарные» регулятивы. В. В. Сериков выделяет следующие нравственно-ценностные регулятивы естественнонаучного знания: |