В условиях интеграции наук происходит расширение сферы их методологического взаимодействия. Одновременно с проникновением методов точных наук в гуманитарные области человеческой культуры наблюдается воздействие особенностей методологии гуманитарного познания на структуру естественнонаучного и технического, что предполагает «внести в методологию познания природы оправдавшие себя в других сферах «гуманитарные» регулятивы. В.В. Сериков [183] выделяет следующие нравственно-ценностные регулятивы естественнонаучного знания: 1. Отношение к истине как приоритетной ценности человеческого бытия. 2. Понимание относительности всякого знания, скромность в оценке собственных достижений. 3. Уважение к мнению оппонента. Уважение к иному мнению это готовность к диалогу, терпимость к инакомыслию (толерантность), видение множественности граней мира и путей к истине. 4. Рефлексия собственного поведения. 5. Принципиальность, наличие собственной позиции к внешним явлениям и событиям. 6. Ответственность за результаты своих действий. 7. Восприятие каждой науки и каждой научной истины как гуманитарной, поскольку все они открывают новые грани целостного природно-социального мира, вершиной которого является человек. 8. Опыт эстетического переживания красоты человеческих познавательных способностей, оригинальных решений. Иными словами, человек, познающий и преобразующий природу, должен действовать в этой сфере как носитель человеческой культуры. По мнению B.C. Кагерманьяна [104, с.49-56], «должна быть существенно повышена фундаментальность естественнонаучного образования», которая в современной трактовке этого понятия предполагает: 107 |
внешние по отношению друг к другу, а органично связанные подсистемы единой глобальной системы» [192, с.56]. Очевидно, содержание современного образования не может обойти стороной вопросы единства, целостности и системной организации природы. Соответствующие знания, получаемые будущими педагогами в процессе изучения естественнонаучных дисциплин, сами по себе могут рассматриваться в качестве ценности. Это связано с тем, что только на их основе может быть сформировано целостное системное представление о природе и о месте человека в ней, а также ценностно-смысловое отношение к социальноответственным, нравственным принципам поведения человека. В этом смысле возможности естественнонаучных дисциплин уникальны. Среди различных феноменов культуры, преобразивших жизнь человека в конце второго тысячелетия, существенная роль принадлежит науке. Изменения, произошедшие в XX веке в научном мышлении, не могли не сказаться на развитии других областей общечеловеческой культуры и неминуемо должны найти отражение в содержании образования. В качестве главных гуманитарных ценностей естественнонаучного образования в системе «человек-наука» признаются: исторический характер научного познания мира; модельный характер познания; смена парадигм в процессе познания. В условиях интеграции наук происходит расширение сферы их методологического взаимодействия. Одновременно с проникновением методов точных наук в гуманитарные области человеческой культуры наблюдается воздействие особенностей методологии гуманитарного познания на структуру естественнонаучного и технического, что предполагает «внести в методологию познания природы, оправдавшие себя в других сферах «гуманитарные» регулятивы. В. В. Сериков выделяет следующие нравственно-ценностные регулятивы естественнонаучного знания: 1. Отношение к истине как приоритетной ценности человеческого бытия. 2. Понимание относительности всякого знания, скромность в оценке собственных достижений. 3. Уважение к мнению оппонента. Уважение к иному мнению это готовность к диалогу, терпимость к инакомыслию (толерантность), видение множественности граней мира и путей к истине. 4. Рефлексия собственного поведения. 5. Принципиальность, наличие собственной позиции в отношении к внешним явлениям и событиям. 6. Ответственность за результаты своих действий. 7. Восприятие каждой науки и каждой научной истины как гуманитарной, поскольку все они открывают новые грани целостного природносоциального мира, вершиной которого является человек. 8. Опыт эстетического переживания красоты человеческих познавательных способностей, оригинальных решений [168, с. 194-196]. Иными словами, человек, познающий и преобразующий природу, должен действовать в этой сфере как носитель человеческой культуры. По мнению B.C. Кагерманьяна [102] «должна быть существенно повышена фундаментальность естественнонаучного образования», которая в современной трактовке этого понятия предполагает: исключение декларативного изложения фактов и теоретических положений; доказательность и включение критериев оценки истинности или ошибочности тех или иных представлений; включение анализа противоречивых научных взглядов и доказательств; концептуально-обобщающий характер представления материалов; демонстрацию модельного характера научного знания, с указанием на область применимости той или иной научной концепции; иллюстрацию исторического, социокультурного и научного фона, на котором происходило зарождение и становление научных представлений, что по |