того, наша повседневная практика изобилует сообщениями СМИ о разнообразных техногенных катастрофах, в качестве виновника в которых выступает пресловутый «человеческий фактор». При этом причиной низкой эффективности новой техники подчас является не человек, который своими ошибками препятствует ее успешному применению, а сама техника, созданная без учета психофизических возможностей управляющего ею человека и фактически умножающая его ошибки. Поскольку научно-технические решения всегда имеют свои плюсы и минусы, а их последствия неоднозначны и часто непредвидимы, то возникает проблема тщательной их экспертизы междисциплинарного характера, при которой оценка их гуманитарной значимости как положительной, так и отрицательной должна учитываться в первую очередь. Иными словами, техника должна быть подчинена человеческому императиву, а не человек императиву техники. В качестве причин, обусловливающих современный кризис в системах взаимоотношений «человек общество» и «человек человек», К. Лоренц выделяет «девять смертных грехов цивилизованного человечества»: расстройство циклов регулирования в такой сложной системе, какой является человек; перенаселенность (все мы, живущие в густонаселенных странах, в больших городах, уже не осознаем, насколько нам не хватает простой любви); опустошение жизненного пространства (человек резко изменяет, а зачастую и разрушает биоценозы, внутри которых и за счет которых он живет); бег наперегонки с самим собой (большинство современных людей воспринимает как ценность лишь то, что позволяет им перегнать своих собратьев; любое пригодное для этого средство само по себе представляется ценностью и превращается в самоцель; тепловая смерть чувств (избегая неудовольствий, мы становимся изнеженными и зависимыми от комфорта); 109 |
зволяет сформировать нравственные и этические оценки смелости научной мысли, ощутить особенности личностей, известных в науке; включение «портретной галереи» учёных, под которой понимается не биографическая справочная система, которая сама по себе является полезной, но, прежде всего, изложение хода их мыслей в процессе получения ими нетривиальных научных результатов, их поиски нестандартных научных решений и т.д. Персонифицированная информация позволяет лучше усвоить материал и, кроме того, вызвать личностное отношение к нему. Уникальными являются возможности естественнонаучных дисциплин с точки зрения постановки проблемы взаимоотношения техники и человека. Ценностно-смысловое осознание этой проблемы невозможно без ознакомления с достижениями научно-технического прогресса. Гуманитарный, ценностно-смысловой аспект технической грамотности включает в себя не только чувство гордости за торжество человеческого разума, но и осознание необходимости критической оценки любого достижения научно-технического прогресса с точки зрения возможных негативных последствий для человека. Техника постепенно из средства, с помощью которого человек пытается удовлетворить те или иные потребности, стала превращаться в фактор, от которого сам человек становится зависим. Более того, наша повседневная практика изобилует сообщениями СМИ о разнообразных техногенных катастрофах, в качестве виновника в которых выступает пресловутый «человеческий фактор». При этом причиной низкой эффективности новой техники подчас является не человек, который своими ошибками препятствует ее успешному применению, а сама техника, которая создана без учета психофизических возможностей управляющего ею человека и фактически провоцировала его ошибки. «Поскольку научно-технические решения всегда имеют свои плюсы и минусы, а их последствия неоднозначны и часто не предвидимы, то возникает проблема тщательной их экспертизы междисциплинарного характера, при которой оценка их гуманитарной значимости как положительной, так и отрицательной — должна учитываться в первую очередь. Иными словами, техника должна быть подчинена человеческому императиву, а не человек императиву техники» [132, с.138]. В качестве причин, обуславливающих современный кризис в системах взаимоотношений «человек общество» и «человек-человек» К. Лоренц выделяет «восемь смертных грехов цивилизованного человечества»: расстройство циклов регулирования в такой сложной системе, какой является человек; перенаселенность (все мы, живущие в густонаселенных странах, в больших городах, уже не осознаем, насколько нам не хватает простой любви); опустошение жизненного пространства (человек резко изменяет, а зачастую и разрушает биоценозы, внутри которых и за счет которых он живет); бег наперегонки с самим собой (большинство современных людей воспринимает как ценность лишь то, что позволяет им перегнать своих собратьев; любое пригодное для этого средство само по себе представляется ценностью и превращается в самоцель); тепловая смерть чувств (избегая неудовольствий, мы становимся изнеженными и зависимыми от комфорта); генетическая деградация (зрелый человек должен уметь работать для далекой цели и быть внимательным к другим людям); разрыв с традицией (человек по природе своей культурное существо, он может найти себя лишь в какой-то культурной группе. Если рассмотренные выше причины отнимают у него возможность принадлежности к традиционной культуре, то влечение к групповой принадлежности удовлетворяется с помощью замещающего объекта, т.е. какой угодно группы, будь то группа преступников, наркоманов, религиозных террористов и т.д.); индокринация (в наши дни распространение любой теории через средства массовой информации легко приводит к тому, что непроверенная научная гипотеза становится общественным мнением). |