Проверяемый текст
Афонина, Елена Александровна; Развитие нравственного потенциала будущего педагога средствами естественнонаучных дисциплин (Диссертация 2006)
[стр. 119]

самими учащимися с целью активизации их учебно-познавательной деятельности.
Кроме того, активное участие
школьников в ходе учебных занятий предположительно будет способствовать формированию их личностного отношения к изучаемому материалу, стимулировать их нравственный самоанализ и самооценку.
Построение личностного знания предполагает переход от монолога к диалогу.
Монолог как стиль взаимодействия
«учитель —учащийся», «учащийся содержание образования» существенно ограничивает возможности образования, поскольку неадекватен гуманитарной природе образовательного процесса.
На основе диалога как обмена не только знаниями, но и личностными смыслами
создаются условия для совместного «проживания» процесса.
Монологическое общение подразумевает доминирование во взаимодействии единого смысла, единой воли одного из участников общения, что должно быть безоговорочно принято остальными участниками.
Диалогическое общение есть совместное обсуждение ситуации.
Первостепенно важным
являетея факт совместной направленности на разрешение проблем.
Если в системе монологического общения один из участников активен (субъект общения) и направляет свою активность на другого участника (объект
общения), который остается при этом пассивным, то диалогическое общение подразумевает активность всех участников.
Каждый из партнеров имеет свое собственное, отличающееся от другого видение предмета; содержание предмета общения порождает в участниках индивидуальные смыслы, которые пересекаются в ходе взаимодействия и создают общее смысловое поле.
Таким образом, индивидуальному сознанию открывается то, что ранее было от него скрыто ввиду одностороннего видения предмета.

Развитию диалогических отношений в образовательных процессах способствуют: установка на партнерство в общении,
признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту, умение слушать и слышать партнера, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнера, способность к сочувствию и сопереживанию.
119
[стр. 103]

Полезным средством формирования нравственной мотивации студентов в процессе обучения может стать демонстрация и разъяснение значения знания данных дисциплин для личного развития и для дальнейшей профессиональной деятельности.
От степени убедительности объяснений преподавателя, их аргументированности во многом зависит эффект данной работы.
Немалую пользу здесь может принести применение метода проблемного изложения учебного материала путем формулировки личностноориентированных ситуаций проблемно-нравственного характера и их последовательного разрешения преподавателем, либо самими студентами с целью активизации их учебно-познавательной деятельности.
Кроме того, активное участие
студентов в ходе учебных занятий предположительно будет способствовать формированию их личностного отношения к изучаемому материалу, стимулировать их нравственный самоанализ и самооценку.
Понимание студентом учебного текста зачастую ограничивается лишь овладением знаниями, отраженными в категориально-понятийном аппарате, но не в его осмыслении.
Построение личностного знания предполагает переход от монолога к диалогу.
Монолог как стиль взаимодействия
«преподаватель студент», «студент содержание образования» существенно ограничивает возможности образования, поскольку неадекватен гуманитарной природе образовательного процесса.
На основе диалога как обмена не только знаниями, но и личностными смыслами,
вероятнее всего, создаются условия для совместного «проживания» процесса образования его непосредственными участниками.
Монологическое общение подразумевает доминирование во взаимодействии единого смысла, единой воли одного из участников общения, что должно быть безоговорочно принято остальными участниками.
Диалогическое общение есть совместное обсуждение ситуации.
Первостепенно важным
является факт совместной направленности на разрешение проблем.
Если в системе монологического общения один из участников активен (субъект общения) и направляет свою активность на другого участника (объ


[стр.,104]

ект общения), который остается при этом пассивным, то диалогическое общение подразумевает активность всех участников.
Каждый из партнеров имеет свое собственное, отличающееся от другого, видение предмета, содержание предмета общения порождает в участниках индивидуальные смыслы, которые пересекаются в ходе взаимодействия и создают общее смысловое поле.
Таким образом, индивидуальному сознанию открывается то, что ранее было от него скрыто ввиду одностороннего видения предмета.

Необходима организация интенсивного диалогического общения студентов, заинтересованного обсуждения ими ключевых проблем изучаемых дисциплин с целью стимулирования их значимости, выработки к ним нравственного индивидуально-личностного отношения со стороны каждого студента.
Необходимо отметить, что гуманитаризация образования предполагает «диалогизацию» образовательной среды, характеризуемую межличностным равенством, признанием чужих смыслов, поиском общего языка и ориентированную на духовное становление личности [32, с.
11].
Диалог помогает будущему педагогу охватить целостную картину мира, который, в своей диалогической сущности предстает как сосуществование и взаимодействие.
С другой стороны, личностно развивающий потенциал диалога связан с диалогической природой личности, с тем, что она существует в постоянном внутреннем диалоге с самим собой [168, с.
125].
Развитию диалогических отношений в образовательных процессах способствуют: установка на партнерство в общении,
призвание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту, умение слушать и слышать партнера, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнера, способность к сочувствию и сопереживанию.
Реализация задач данного исследования предполагает также организацию своеобразного образовательного диалога будущих учителей биологии с культурно-педагогическим наследием известных ученых, внесших большой вклад в развитие естествознания.
Необходимо организовать диалог различ

[Back]