значимыми компонентами мышления предстает как ведущая деятельность при решении продуктивных задач. Необходимо целенаправленное стимулирование в учебно-воспитательном процессе нравственной рефлексии подростков средствами естественнонаучных дисциплин. Нравственная культура личности развивается на основе усвоенных нравственных понятий, сформированных нравственных чувств, нравственного поведения, отношения к окружающему миру и к себе самому, нравственных навыков и привычек, посредством которых личность обеспечивает исполнение моральных требований общества. В качестве исходного начала выступают соответствующие знания, служащие руководством к действиям, поступкам. Нравственные знания в нравственном сознании становятся мотивом действия и питают потребность личности эмоционально переживать личностно ориентированные ситуации проблемно-нравственного характера. Слияние знаний, эмоциональных чувств, поступков способствует нравственному просвещению и развитию нравственной культуры Эмоциональная основа формируется через развитие восприятия, переживания, сочувствия или эмпатии. Эмпатия подразумевает способность понимания и мысленного проникновения в другое существо или слияние в мыслях и чувствах с ним, способность вхождения в другую личность, проникновение в сознание другого существа. Она включает понимание природы живого организма и сочувствие к нему. Когда мы понимаем рассудочную и эмоциональную стороны поведения живых существ и испытываем эмоциональное чувство к ним, становится возможной зрелая эмоциональная и исполненная ответственности эмпатическая любовь к другим существам, понимание их. Способность к пониманию и сочувствию достигает своего наивысшего выражения, когда воля сознательно мотивируется субъективной силой любви и направляется объективной силой знания. Знание, использованное без любви, ограниченно и разрушительно, так же как любовь, которая применяется слепо. Эмпатия, представляющая собой синтез любви и сочувственного понимания других, является самой сутью человеческого существа. Она может проявляться в реальном общении людей, 125 |
может осуществляться как во внутреннем плане (переживание и самоотчет одного индивида), так и во внешнем (как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения). Рефлексия может быть направлена на предмет деятельности, на саму деятельность, на действия или индивида, или других людей, на их взаимодействия. В процессе рефлексии обеспечиваются самопознание, саморазвитие и саморегуляция личности. В значительной мере уровень развития рефлексии как способности дает ей понимание самости во взаимосвязи и автономности Я-действительного, Я-идеального, Я-в глазах других, Я-для других. Она помогает вырабатываться важным общечеловеческим качествам: самокритичности, восприимчивости к другим личностям или мнению, способности увидеть себя в сложном зеркальном отражении разных мнений и т. д., что позволяет строить поведение, адекватное ситуации и направленности самой личности. Рефлексия помогает выявлению смыслов поведения и в соединении с личностно-значимыми компонентами мышления предстает как ведущая деятельность при решении продуктивных задач [140, с. 78]. Необходимо целенаправленное стимулирование в учебно-воспитательном процессе нравственной рефлексии студентов средствами естественнонаучных дисциплин. Нравственный потенциал личности развивается на основе усвоенных нравственных понятий, сформированных нравственных чувств, нравственного поведения, отношения к окружающему миру и к себе самому, нравственных навыков и привычек, посредством которых личность обеспечивает исполнение моральных требований общества. «В качестве исходного начала выступают соответствующие знания, служащие руководством к действиям, поступкам» [96, с. 23]. Нравственные знания в нравственном сознании становятся мотивом действия и питают потребность личности эмоционально переживать личностно ориентированные ситуации проблемно-нравственного характера. Слияние знаний, эмоциональных чувств, поступков способствуют нравственному просвещению и развитию нравственного потенциала. Эмо циональная основа сформируется через развитие восприятия, переживания, сочувствия или эмпатии. Эмпатия подразумевает способность понимания и мысленного проникновения в другое существо или слияние в мыслях и чувствах с ним, способность вхождения в другую личность, проникновение в сознание другого существа [1]. Эмпатия включает понимание природы живого организма и сочувствие к нему. Когда мы понимаем рассудочную и эмоциональную стороны поведения живых существ и испытываем эмоциональное чувство к ним, становится возможной зрелая, эмоциональная и исполненная ответственности эмпатическая любовь к другим существам, понимание их. «Способность к пониманию и сочувствию достигает своего наивысшего выражения, когда воля сознательно мотивируется субъективной силой любви и направляется объективной силой знания. Знание, использованное без любви, ограниченно и разрушительно, так же как любовь, которая применяется слепо. Эмпатия, представляющая собой синтез любви и сочувственного понимания других, является самой сутью человеческого существа» [1, с. 103-104]. Эмпатия [177] может проявляться в реальном общении людей, при восприятии искусства и природы, рассматриваться как процесс и включать три компонента: когнитивный, эмоциональный, действенный. Следовательно, когнитивный компонент проявляется в виде понимания состояния природного объекта или другого человека; эмоциональный понимание состояния и сопереживание, сочувствие ему; действенный находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии окружающей природной среды и данного человека. Эмпатия базируется на чувствительности человека к социальному и природному миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость. Необходимо при решении личностноориентированных ситуаций проблемно-нравственного характера стимулировать и развивать эмпатийные способности будущих педагогов. |