при восприятии искусства и природы, рассматриваться как процесс и включать три компонента: когнитивный, эмоциональный, действенный. Когнитивный компонент проявляется в виде понимания состояния природного объекта или другого человека; эмоциональный —понимания состояния и сопереживание, сочувствия ему; действенный находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии окружающей природной среды и данного человека. Эмпатия базируется на чувствительности человека к социальному и природному миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость. Необходимо при решении личностно ориентированных ситуаций проблемно-нравственного характера стимулировать и развивать эмпатийные способности подростков. Необходим постоянный анализ и обсуждение на уроках личностно ориентированных ситуаций проблемно-нравственного характера, которые подразумевают осуществление морального выбора, требуют личностного осмысления и оценки со стороны школьников. Задача учащихся — проанализировать предложенную ситуацию, дать ей нравственную оценку, охарактеризовать и оценить предложенный в условиях или высказанный учащимися вариант ее решения, предложить свой вариант на основе актуализации и возможного расширения своей нравственной позиции. В результате происходит формирование морально-этического мышления, укрепление нравственной позиции, уточнение ценностных ориентаций и расширение личностного нравственного опыта учащихся. Решение моральных проблем, связанных с выбором поведения и принятием морального решения, по мнению Д.В. Вилькеева, является интеллектуальным компонентом сложного психологического акта принятия нравственного решения, при котором «психологические механизмы (интересы и т.д.), управляющие моральным поведением, определяют логику индивидуального мышления» [51, с.96-98]. Моральный выбор в ситуациях с вариантами принятия решения при изучении естественнонаучных дисциплин включает знание нравственных норм и правил, позволяющее осмысливать моральные ситуации и принимать 126 |
циональная основа сформируется через развитие восприятия, переживания, сочувствия или эмпатии. Эмпатия подразумевает способность понимания и мысленного проникновения в другое существо или слияние в мыслях и чувствах с ним, способность вхождения в другую личность, проникновение в сознание другого существа [1]. Эмпатия включает понимание природы живого организма и сочувствие к нему. Когда мы понимаем рассудочную и эмоциональную стороны поведения живых существ и испытываем эмоциональное чувство к ним, становится возможной зрелая, эмоциональная и исполненная ответственности эмпатическая любовь к другим существам, понимание их. «Способность к пониманию и сочувствию достигает своего наивысшего выражения, когда воля сознательно мотивируется субъективной силой любви и направляется объективной силой знания. Знание, использованное без любви, ограниченно и разрушительно, так же как любовь, которая применяется слепо. Эмпатия, представляющая собой синтез любви и сочувственного понимания других, является самой сутью человеческого существа» [1, с. 103-104]. Эмпатия [177] может проявляться в реальном общении людей, при восприятии искусства и природы, рассматриваться как процесс и включать три компонента: когнитивный, эмоциональный, действенный. Следовательно, когнитивный компонент проявляется в виде понимания состояния природного объекта или другого человека; эмоциональный понимание состояния и сопереживание, сочувствие ему; действенный находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии окружающей природной среды и данного человека. Эмпатия базируется на чувствительности человека к социальному и природному миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость. Необходимо при решении личностноориентированных ситуаций проблемно-нравственного характера стимулировать и развивать эмпатийные способности будущих педагогов. Необходим постоянный анализ и обсуждение на учебных занятиях личностно-ориентированных ситуаций проблемно-нравственного характера, которые подразумевают осуществление морального выбора, требуют личностного осмысления и оценки со стороны студентов. Задача студентов проанализировать предложенную ситуацию, дать ей нравственную оценку, охарактеризовать и оценить предложенный в условиях или высказанный членами группы вариант ее решения, предложить свой вариант на основе актуализации и возможного расширения своей нравственной позиции. В результате происходит формирование морально-этического мышления, укрепление нравственной позиции, уточнение ценностных ориентаций и расширение личностного нравственного опыта будущего педагога. Решение моральных проблем, связанных с выбором поведения и принятием морального решения, по мнению Д.В. Вилькеева, является интеллектуальным компонентом сложного психологического акта принятия нравственного решения, при котором «психологические механизмы (интересы и т.д.), управляющие моральным поведением, определяют логику индивидуального мышления» [57, с.99]. Моральный выбор в ситуациях с вариантами принятия решения при изучении естественнонаучных дисциплин включает знание нравственных норм и правил, позволяющее осмысливать моральные ситуации и принимать решения, основанные на убеждении в их необходимости для сохранения природного мира и человека в нем. Тем более что по возрастной периодизации развития моральных суждений Л. Кольберга [208] студенческий возраст соответствует шестой, последней стадии развития, на которой основаниями выбора становятся общечеловеческие, универсальные принципы нравственности. На их основе в рамках данного периода вырабатываются личные нравственные принципы человека, важным основанием моральных суждений становится совесть. Необходима организация систематической работы по формулированию и предъявлению студентам задач, которые ставили бы их в положение лю |