Проверяемый текст
Афонина, Елена Александровна; Развитие нравственного потенциала будущего педагога средствами естественнонаучных дисциплин (Диссертация 2006)
[стр. 131]

правильно организованному нравственному воспитанию, тесно смыкающемуся с самовоспитанием.
В процессе саморазвития воспитанника, осуществления воспитания как свободы он учится критически мыслить, принимать самостоятельные решения, твердо стоять за свои убеждения, рассматривать других людей как цель, а не средство, противостоять соблазнам и искушениям, нести ответственность перед своей совестью и другими людьми.

Убеждения, по мнению И.В.
Абдрашитовой [1], рождаются в процессе развития умений и навыков действовать в природной среде, проявляя при этом самоконтроль, самоограничение, самоорганизованность (слежение за объектом — гнездовье птиц, муравейник и т.д.; посадка, уход, наблюдение за ростом и развитием растений и т.д.
с последующим анализом, оценкой экологической ситуации и докладом на конференции).
Таким образом,
у школьника повышается уровень интеллектуального развития, приобретается опыт изложения информации для передачи знаний и умений.
Во взаимодействии и столкновениях с окружающей средой обучаемый стремится понять себя, осмыслить свое место в мире, цель и смысл своего существования.
Благодаря этой внутренней духовной работе он становится способным к свободному размышлению, ответственному выбору, твердому решению, непоколебимому волевому действию.
Воля свободное и сознательное стремление к совершению ответных действий предполагает при изучении естественнонаучных дисциплин формирование природоохранных навыков и умений, соблюдение норм и правил
поведения в окружающей природной среде, сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
Сила воли заключается в умении осуществлять свои желания, а также подавлять или организовывать их.
Выбор как поступить требует оценки, и тогда рождается специфическое для волевого акта чувство ответственности.

В процессе исследования были определены возможные направления реализации данного условия: 131
[стр. 25]

тируется нравственностью и правом, при этом выделяются общественные блага и ценности, которые в процессе воспитания становятся ценностями личности.
Становление воли ведет к способности самоопределения [163, с.
592].
Нравственное развитие личности, в данном случае, состоит в том, что всеобще значимое становится для нее личностно значимым.
Сила воли заключается в умении осуществлять свои желания, а также подавлять, или организовывать их.
Выбор как поступить требует оценки, и тогда рождается специфическое для волевого акта чувство ответственности.

Нравственные качества совесть, долг и пр.
как нравственная обязанность человека перед обществом, являются источником преобразования нравственного сознания, источником внутреннего морального самоконтроля и самооценки.
Долг этическая категория, обозначающая нравственную обязанность человека перед обществом, выполняемую под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений.
В требованиях долга находят выражение интересы социальной общности идей.
Осознание, переживание индивидом этих общих интересов в их связи с личными интересами приводят к возникновению сознания и чувства долга [193, с.49].
Исследователи [209, 228 и др.] предлагают различать долг общественный и долг моральный.
Общественный долг это совокупность объективно необходимых обязанностей человека [209, с.28].
Общественные обязанности должны исполняться независимо от личных желаний и склонностей.
Моральный долг это высокоразвитое сознание, обеспечивающее исполнение долга по внутреннему нравственному побуждению.
Для выполнения морального долга человек должен понимать, осознавать общественные обязанности и иметь мужество преодолевать препятствия, мешающие достижению цели [208, с.29].
Долг дисциплинирует личность, развивает целеустремленность, твердость, решимость, упорство, настойчивость, что позволяет добиться нужного результата [158, с.35].
C.J1.
Рубинштейн добавляет к этому еще и готовность, так как всякое волевое действие работы готовность [163, с.599].


[стр.,113]

Убеждения, по мнению И.В.
Абдрашитовой, рождаются в процессе развития умений и навыков действовать в природной среде, проявляя при этом самоконтроль, самоограничение, самоорганизованность (слежение за объектом гнездовье птиц, муравейник, и т.д.; посадка, уход, наблюдение за ростом и развитием растений и т.д.
с последующим анализом, оценкой экологической ситуации и докладом на конференции, таким образом,
повышается уровень интеллектуального развития, приобретается опыт изложения информации для передачи знаний и умений) [1, с.
77].
Из поступков складывается поведение, следовательно, при изучении естественнонаучных дисциплин нравственное поведение включает в себя систему адекватных действий и моральных отношений к природному миру и человеку.
Необходимо формировать активное нравственное поведение личности студента.
Для развития нравственного потенциала будущего педагога очень важно обеспечить внутреннюю свободу индивида.
Решающая роль в этом процессе принадлежит правильно организованному нравственному воспитанию, тесно смыкающемуся с самовоспитанием.
В процессе саморазвития воспитанника, осуществления воспитания как свободы он учится критически мыслить, принимать самостоятельные решения, твердо стоять за свои убеждения, рассматривать других людей как цель, а не средство, противостоя ть соблазнам и искушениям, нести ответственность перед своей совестью и другими людьми.

Во взаимодействиях и столкновениях с окружающей средой обучаемый стремится понять себя, осмыслить свое место в мире, цель и смысл своего существования.
Благодаря этой внутренней духовной работе он становится способным к свободному размышлению, ответственному выбору, твердому решению, непоколебимому волевому действию.
Воля свободное и сознательное стремление к совершению ответных действий предполагает при изучении естественнонаучных дисциплин формирование природоохранных навыков и умений, соблюдение норм и правил


[стр.,114]

поведения в окружающей природной среде, сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
Сила воли заключается в умении осуществлять свои желания, а также подавлять, или организовывать их.
Выбор как поступить требует оценки, и тогда рождается специфическое для волевого акта чувство ответственности.
В процессе исследования были определены возможные направления реализации данного условия: 1.

Создание и умелое разрешение в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных ситуаций проблемно-нравственного характера, предполагающих моральный выбор.
2.
Целенаправленное стимулирование в учебно-воспитательном процессе нравственной рефлексии студентов средствами естественнонаучных дисциплин.
3.
Формирование активного нравственного поведение студентов.
4.
Стимулирование и развитие эмпатийных способностей будущих педагогов при решении личностно-ориентированных ситуаций проблемнонравственного характера.
5.
Для развития нравственного потенциала студента очень важно обеспечить внутреннюю свободу индивида и возможность свободного волеизъявления.
Результатом реализации четвертого условия предположительно должно явиться развитие ценностно-смыслового, интеллектуального и деятельностно-инструментального компонентов нравственного потенциала будущего педагога.
Особое внимание мы уделяем педагогическому условию организации гуманистически ориентированной творческой деятельности будущего педагога, предполагающей через раскрытие нравственных возможностей природы пробудить и развить способность и потребность нравственнотворчески осваивать природное пространство и социальный мир.

[Back]