зрелости, самостоятельности и коллективизма, пробуждает у обучаемых подлинную сознательность и активность. Формирование нравственной культуры учащихся-подростков может осуществляться только в деятельности, носящей творческий характер, потому что опыт творческой деятельности нельзя передать рассказами о нем. Лишь включение субъекта в процесс творческой деятельности обеспечит овладение опытом его осуществления. При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором является характер субъектсубъектных отношений: степень их гуманистичное™, доброжелательности, комфортности для подростков. Для этого учитель должен сосредоточиться на преподаваемом предмете (иметь к нему интерес, увлеченность, которые передаются учащимся) и особенно на подлинных интересах учащихся, что предполагает: создание на уроках атмосферы защищенности при общении учащихся с учителями; одобрение, поддержку школьника посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге; одобрение практики обращения учащихся за помощью к учителю или товарищам; поощрение устных ответов по собственной инициативе обучаемых; создание щадящих условий при ответе школьника с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью; недопущение действий со стороны отдельных обучаемых, подавляющих творческую активность товарищей на уроках; демонстрацию вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся, поддержку их стремления к участию в диалоге с учителями; предоставление учащимся возможности сориентироваться в ситуации и «собраться с мыслями». 133 |
По мнению B.C. Кагерманьяна [102] «вовлечение в систему воспитания студентов "ресурса" творчества, позволяет затронуть и активизировать творческий потенциал как фундаментальное качество личности и через него комплексно, естественно и радикально осуществлять воспитательную работу по целому ряду направлений, существенно нейтрализуя практически любые негативные проявления в сознании и поведении студентов и катализируя нарастание положительных эмоций и деятельности». Это способствует формированию высокой культуры мышления, мировоззренческой зрелости, самостоятельности и коллективизма, пробуждает у будущих педагогов подлинную сознательность и активность. Развитие нравственного потенциала личности может осуществляться только в деятельности, носящей творческий характер, потому что опыт творческой деятельности нельзя передать рассказами о нем. Лишь включение субъекта в процесс творческой деятельности обеспечит овладение опытом его осуществления (И.Я. Лернер). При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором является характер субъектсубъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для студентов [103, с.51-52]. Для этого преподаватель должен центрироваться на преподаваемом предмете (иметь к нему интерес, увлеченность, которые передаются аудитории) и особенно на подлинных интересах студентов, которая предполагает, в частности: создание на занятии атмосферы защищенности при общении студентов с преподавателями; одобрение, поддержку студента посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге; одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам; поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов; создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью; недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии; демонстрацию вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержку их стремления к участию в диалоге с преподавателями; предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации и «собраться с мыслями» [147, с.387-388]. Творческая деятельность способствует проявлению и развитию творческих сил человека потому, что процесс познания использует творчество как механизм мобилизации и развития потенциальных возможностей личности, в том числе ее нравственного потенциала. Мы затрагиваем определенным образом такой сложный процесс, как соотношение творчества и нравственности. Большинство ученых придерживается мнения, что творческий потенциал личности и ее нравственный облик взаимосвязаны. “Каждая творческая искра приводит в движение устремление духа” [161, с.65]. Данное высказывание раскрывает такое сложное и емкое понятие, каким является “духовность” через понятие “творчество”. Духовность проявляется через творческую самореализацию и творческое саморазвитие человека [16, с. 10]. Д.Б. Богоявленская [40] на основании эмпирических исследований сделала вывод, что доминирование личностной направленности, преобладание в ней эгоистических тенденций становится тормозом в познавательной деятельности, барьером на пути к творчеству даже при большом интеллектуальном потенциале. Еще более категорично высказался H.A. Бердяев: “Злое творчество это лжетворчество, подлинное творчество не может быть демоническим, оно всегда выход из тьмы” [34, с. 198]. Всякая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, творческая [69, с.114]. |