Творческая деятельность способствует проявлению и развитию творческих сил человека потому, что процесс познания использует творчество как механизм мобилизации и развития потенциальных возможностей личности, в том числе ее нравственной культуры. Мы затрагиваем определенным образом такой сложный процесс, как соотношение творчества и нравственности. Большинство ученых придерживается мнения, что творческий потенциал личности и её нравственный облик взаимосвязаны. «Каждая творческая искра приводит в движение устремление духа». Данное высказывание раскрывает такое сложное и емкое понятие, каким является «духовность» через понятие «творчество». Духовность проявляется в творческой самореализации и творческое саморазвитие человека. Д.Б. Богоявлинская [36] на основании эмпирических исследований сделала вывод, что доминирование личностной направленности, преобладание в ней эгоистических тенденций становится тормозом в познавательной деятельности, барьером на пути к творчеству даже при большом интеллектуальном потенциале. Еще более категорично высказался H.A. Бердяев: «Злое творчество это лжетворчество, подлинное творчество не может быть демоническим, оно всегда выход из тьмы» [32, с. 112]. Всякая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, творческая. Мы считаем, что творческая деятельность должна быть гуманистически ориентированной. Главное в гуманистической парадигме образования то, что здесь выступают в единстве проявление творческого потенциала человека с ростом личности, развитием у нее способности и желания быть собой. Творчество и свобода, способность личности выбирать способ существования и ответственность за свой выбор, исследование субъективных значений и ценностей индивидуального существования впервые получили статус актуальных проблем благодаря гуманистической психологии. Гуманистическая психология раскрывает три пути выявления возможностей индивида, его самоактуализации. Во-первых, развитие творческого потенциала человека. Эта 134 |
создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью; недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии; демонстрацию вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержку их стремления к участию в диалоге с преподавателями; предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации и «собраться с мыслями» [147, с.387-388]. Творческая деятельность способствует проявлению и развитию творческих сил человека потому, что процесс познания использует творчество как механизм мобилизации и развития потенциальных возможностей личности, в том числе ее нравственного потенциала. Мы затрагиваем определенным образом такой сложный процесс, как соотношение творчества и нравственности. Большинство ученых придерживается мнения, что творческий потенциал личности и ее нравственный облик взаимосвязаны. “Каждая творческая искра приводит в движение устремление духа” [161, с.65]. Данное высказывание раскрывает такое сложное и емкое понятие, каким является “духовность” через понятие “творчество”. Духовность проявляется через творческую самореализацию и творческое саморазвитие человека [16, с. 10]. Д.Б. Богоявленская [40] на основании эмпирических исследований сделала вывод, что доминирование личностной направленности, преобладание в ней эгоистических тенденций становится тормозом в познавательной деятельности, барьером на пути к творчеству даже при большом интеллектуальном потенциале. Еще более категорично высказался H.A. Бердяев: “Злое творчество это лжетворчество, подлинное творчество не может быть демоническим, оно всегда выход из тьмы” [34, с. 198]. Всякая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, творческая [69, с.114]. Мы считаем, что творческая деятельность должна быть гуманистически ориентированной. Главное в гуманистической парадигме образования то, что здесь выступают в единстве проявления творческих потенциалов человека с ростом личности, развитием у нее способности и желания быть самой собой (Д. Оллпорт). Творчество и свобода, способность личности выбирать способ существования и ответственность за свой выбор, исследование субъективных значений и ценностей индивидуального существования впервые получили статус актуальных проблем благодаря гуманистической психологии. Гуманистическая психология раскрывает три пути выявления возможностей индивида, его самоактуализации. Во-первых, развитие творческого потенциала человека. Эта идея является центральным понятием гуманистической психологии. Именно творчество здесь рассматривается как универсальная человеческая функция, находящая выход во всех формах самовыражения (А. Маслоу). Во-вторых, осуществление способности к аутентичному способу существования (подлинному бытию). Это бытие, в котором человеческое существо достигает тождественности своей собственной природе. В-третьих, формирование способности к становлению, росту личности. Эта способность непосредственно связана с двумя предыдущими характеристиками и определяет пути достижения аутентичного бытия. Проблема становления в гуманистической психологии решается на основе особого понимания отношения личности и среды. Бытие и становление не являются противоположными, роль среды состоит в том, чтобы позволить, помочь человеку актуализировать его собственный потенциал. Кроме того, гуманисты исходят из предположения, что в каждом человеке заложены ресурсы продуктивного изменения и личностного роста. Эти ресурсы высвобождаются и реализуются при определенном типе межличностных отношений. К. Роджерс, например, установил следующие правила: а) полное принятие и безусловное положительное отношение к ребенку как к личности; б) адекватное эмпатическое понимание чувств ребенка и того |