идея является центральным понятием гуманистической психологии. Именно творчество рассматривается здесь как универсальная человеческая функция, находящая выход во всех формах самовыражения (А.Г. Маслоу) [144]. Вовторых, осуществление способности к аутентичному способу существования (подлинному бытию). Это бытие, в котором человеческое существо достигает тождественности своей собственной природе. В-третьих, формирование способности к становлению, росту личности. Эта способность непосредственно связана с двумя предыдущими характеристиками и определяет пути достижения аутентичного бытия. Проблема становления в гуманистической психологии решается на основе особого понимания отношения личности и среды. Бытие и становление не являются противоположными, роль среды состоит в том, чтобы позволить, помочь человеку актуализировать его собственный потенциал. Кроме того, гуманисты исходят из предположения, что в каждом человеке заложены ресурсы продуктивного изменения и личностного роста. Эти ресурсы высвобождаются и реализуются при определенном типе межличностных отношений. К. Роджерс [174], например, установил следующие правила: а) полное принятие и безусловное положительное отношение к ребенку как к личности; б) адекватное эмпатическое понимание чувств ребенка и того смысла, которые они имеют для него; в) конгруэнтность, то есть способность педагога в работе с ребенком оставаться самим собой. К. Роджерс [174] показал эффективность реализации этих правил в обучении. В частности, он отметил, что если эти правила становятся личностными установками учителя и находят воплощение в его педагогической деятельности, то они способствуют становлению ученика как субъекта учения, ориентируют его не на овладение суммой знаний, а на учение как на непрерывный творческий процесс, который одновременно становится процессом его нравственного саморазвития. Таким образом, содержание гуманистически ориентированной творческой деятельности определяется системой общечеловеческих ценностей, 135 |
Мы считаем, что творческая деятельность должна быть гуманистически ориентированной. Главное в гуманистической парадигме образования то, что здесь выступают в единстве проявления творческих потенциалов человека с ростом личности, развитием у нее способности и желания быть самой собой (Д. Оллпорт). Творчество и свобода, способность личности выбирать способ существования и ответственность за свой выбор, исследование субъективных значений и ценностей индивидуального существования впервые получили статус актуальных проблем благодаря гуманистической психологии. Гуманистическая психология раскрывает три пути выявления возможностей индивида, его самоактуализации. Во-первых, развитие творческого потенциала человека. Эта идея является центральным понятием гуманистической психологии. Именно творчество здесь рассматривается как универсальная человеческая функция, находящая выход во всех формах самовыражения (А. Маслоу). Во-вторых, осуществление способности к аутентичному способу существования (подлинному бытию). Это бытие, в котором человеческое существо достигает тождественности своей собственной природе. В-третьих, формирование способности к становлению, росту личности. Эта способность непосредственно связана с двумя предыдущими характеристиками и определяет пути достижения аутентичного бытия. Проблема становления в гуманистической психологии решается на основе особого понимания отношения личности и среды. Бытие и становление не являются противоположными, роль среды состоит в том, чтобы позволить, помочь человеку актуализировать его собственный потенциал. Кроме того, гуманисты исходят из предположения, что в каждом человеке заложены ресурсы продуктивного изменения и личностного роста. Эти ресурсы высвобождаются и реализуются при определенном типе межличностных отношений. К. Роджерс, например, установил следующие правила: а) полное принятие и безусловное положительное отношение к ребенку как к личности; б) адекватное эмпатическое понимание чувств ребенка и того смысла, которые они имеют для него; в) конгруэнтность, то есть способность педагога в работе с ребенком оставаться самим собой. К. Роджерс показал эффективность реализации этих правил в обучении. В частности, он отметил, что если эти правила становятся личностными установками учителя и находят воплощение в его педагогической деятельности, то способствуют становлению ученика как субъекта учения, ориентируют не на овладение суммой знаний, а на учение, как на непрерывный творческий процесс, который одновременно становится процессом его нравственного саморазвития [162]. Таким образом, содержание гуманистически ориентированной творческой деятельности определяется системой общечеловеческих ценностей, выражается в открытости к проблематизации, диалогу и индивидуализации педагогического взаимодействия. Определенное воздействие на развитие нравственного потенциала студента имеет его участие в научно-исследовательской работе. Следует заметить, что воспитание научной активности студентов начинается с осознания положения, что научное открытие это результат преодоления многих противоречий и трудностей и для его достижения надо использовать весь опыт и накопленные знания, уметь практически оценить не только уже достигнутое наукой, но и быть критичным в отношении собственных взглядов, постоянно развивать чувство нового, воспринимать его. Проблема развития научной активности студентов неразрывно связана с формированием социальноэтических мотивов участия их в научно-исследовательской работе. Как отмечают исследователи [198], в мотивации научного творчества студентов ведущую роль занимают любознательность, познавательные мотивы и мотивы личной заинтересованности, самоутверждения, успеха. Поскольку в мотивацию входит практический смысл научной деятельности, удовлетворение общественной потребности, постольку и сама цель научного творчества студентов не может быть морально нейтральной. Нравственный аспект научной деятельности студента заключен не просто в активном участии его в серьезных научных исследованиях, но и в мотивах этого участия: творческое мышление и отношение к делу, стремление овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Хорошо сделанный научный доклад, отлично выполненная курсовая работа вызывают у студента, прежде всего чувство личной удовлетворенности. И более глубокие чувства он испытывает от признания его труда как общественно полезного. А такой труд воспитывает чувство ответственности за порученное дело, требует предельной собранности, четкости, умения правильно распределить свое время. Творчеством должен быть пронизан весь учебно-воспитательный процесс, все формы его организации (лекции, лабораторно-практические и семинарские занятия, полевые практики), а особенно различные формы научноисследовательской и самостоятельной работы. Ценность самостоятельных работ творческого характера для развития нравственного потенциала студента связана не столько с объективной информацией, воспроизводимой автором, сколько с ее субъективной оценкой, выражающей его собственное видение проблемы, отношение к ней. Не менее важным является и процесс обсуждения творческих работ студентов, их анализ и оценка со стороны преподавателя, от которого требуется максимальная тактичность, реакция одобрения активности и самостоятельности мышления студентов. В процессе исследования были определены возможные направления реализации данного условия: 1. Субъект-субъектные отношения между студентами и преподавателями должны отличатся гуманистичностыо, доброжелательностью, комфортностью для студентов. 2. Содержание гуманистически ориентированной творческой деятельности определяется системой общечеловеческих ценностей, выражается в открытости к проблематизации, диалогу и индивидуализации педагогического взаимодействия. |