отношений, повседневный рост потоков информации, развитие и формирование детей в условиях общей акселерации создают условия для некоторого опережения, обогащения нравственного опыта по отношению к возрасту учащихся. Эти обстоятельства важно учитывать как педагогическим коллективам, так и семьей и общественностью; г) значительную трудность в формировании нравственной культуры детей вызывает наличие в семье и общественных местах различных аморальных явлений, которые обычно оказывают отрицательное влияние на детей. Вся система воспитательной работы должна выработать у учащихся творческий иммунитет против этих нежелательных явлений, сформировать у них определенный нравственный идеал, помочь им усвоить нормы поведения с тем, чтобы учащиеся могли не только не оказаться под влиянием этих отрицательных явлений, но и успешно бороться с ними; д) в формировании нравственных качеств, привычек и убеждений детей важно придерживаться поэтапного формирования нравственных понятий, начиная от доступных, конкретных и образных действий и понятий, кончая раскрытием механизма абстрактно-логических, нравственных понятий. Процесс формирования нравственной культуры требует разумного, целесообразного руководства этим сложным процессом. Главная задача здесь состоит в формировании нравственных понятий, убеждений и идеалов учащихся. Человека, обладающего высокой нравственной культурой, отличает способность, воля, умение принять высокие моральные ценности общества в качестве своих собственных, личностных ценностей, превратить их в ориентир для своей повседневной деятельности [175, с.67-70]. Такие социальные характеристики нравственной культуры, как совестливость, справедливость, гуманизм, честность, принципиальность, доброта, скромность, ответственность и другие, есть результат развития всех ее блоков знаний, убеждений, навыков общения, норм поведения, чувств. 22 |
тание способен осуществлять только тот педагог, который сам имеет стабильные нравственные установки, ориентируется в своей жизни и профессиональной деятельности на общечеловеческие ценности. Таким образом, понятие «профессионализм» применительно к профессии педагога составляют не только теоретические знания и практические умения, но и профессионально-нравственные личностные качества, развитый нравственный потенциал, определяющие в дальнейшем весь ход педагогического процесса. Нравственная культура личности определяется мерой освоения ею характерных для данного общества нравственных идеалов, ценностей, норм, а также способов общения и деятельности, направленных на упрочнение и развитие этих ценностей и норм. Человека обладающего высокой нравственной культурой, отличает способность, воля, умение принять высокие моральные ценности общества в качестве своих собственных, личных ценностей, превратить их в ориентир для своей повседневной деятельности [136, с.67-70]. Такие социальные характеристики нравственной культуры, как совестливость, справедливость, гуманизм, честность, принципиальность, доброта, скромность, ответственность и другие, есть результат развития всех её блоков знаний, убеждений, навыков общения, норм поведения, чувств. Разные уровни сфор.мированности этих элементов, различный нравственный опыт и психофизиологические особенности характера в совокупности создают индивидуальный стиль поведения каждого человека, его отличительное нравственное “лицо”, конкретные черты его духовного облика. Проблема формирования духовно-нравственной культуры личности активно разрабатывалась в отечественной педагогике и психологии Б.Г. Ананьевым, В.И. Андреевым, В.А. Бачининым, В.О. Блюмкиным, Н.Б. Крыловой, А.Н. Леонтьевым, Д.С. Лихачёвым, B.C. Мерлиным, Е.З. Плотниковой, Б.А. Смирновым, А.И. Шемшуриной, Н.Б. Щурковой и др. |