Проверяемый текст
Афонина, Елена Александровна; Развитие нравственного потенциала будущего педагога средствами естественнонаучных дисциплин (Диссертация 2006)
[стр. 24]

Если акцентировать внимание на слове «духовность» в контексте «духовно-нравственных» качеств личности, то имеется в виду высшее проявление нравственных качеств.
Понятие «нравственность» обладает сложным, многозначным содержанием.
Некоторые ученые ограничивают нравственность сферой общественного сознания (А.Г.
Власкин,
В.П.
Кобляков, В.А.
Кан-Калик и др.), другие причисляют ее к совокупности основных типов нормативной регуляции (В.Л.
Леви, В.П.
Зыбковец и др.), третьи рассматривают нравственность, выделяя ее из первоначально нерасчлененной социальной нормативности (право, обычаи, традиции) в особую сферу отношений в позднеродовом, предклассовом и классовом обществах (О.Г.
Дробницкий, И.Г.
Гердер и др.).
Общечеловеческое содержание нравственности в его психологопедагогическом аспекте раскрывается в работах Д.С.
Лихачева,
В.А.
Сухомлинского, И.П.
Подласого, К.Д.
Ушинского, Я.И.
Ханбикова, Н.Е.
Щурковой, А.И.
Шемшуриной и других ученых.
Нравственность внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами
[159, с.423].
В словаре Ф.А.
Брокгауза и И.А.
Ефрона
[228, с.
146] этика в узком смысле — учение о нравственности или нормах человеческого поведения возникает в человеческом обществе в определенный момент времени,
во все времена связывает волю человека нравственными нормами в виде обычаев, религиозных или государственных установлений.
В современном философском словаре нравственность существенный фактор жизни общества и исторического прогресса, заключающийся в добровольном, самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством всего общего дела в целом
[207, с.309].
Для соблюдения нравственных норм при взаимодействии с окружающим миром человеку требуется самоконтроль.
Так
проявляются нравственные 24
[стр. 19]

развитие интеллекта, сколько возрождение духовного и нравственного начал смогут вывести Россию из экономического и нравственного кризиса [217].
Г.В.
Платонов, А.Д.
Косичев [153] выделяют четыре компонента духовности: нравственный, эстетический, интеллектуальный и экологический, проявляющиеся в следующих качествах личности: морально-психические качества, фиксируемые в нравственных категориях добра и любви; идейноэмоциональная возвышенность; понятие и чувство прекрасного; совесть, чувство стыда, понимание нравственной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми; милосердие, сострадание, сопереживание, жалость, забота о детях и пожилых людях; интеллект, разум, знания, наука, стремление людей к творчеству, к постижению истины; экологическая составляющая, направленная на обеспечение устойчивого развития цивилизации при сохранении природной среды для всех поколений людей.
Если акцентировать внимание на слове
“духовность” в контексте “духовно-нравственных” качеств личности, то имеется в виду высшее проявление нравственных качеств.
В этом контексте Л.П.
Буева определяет духовность как “интегративное качество”, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия, и “образ человеческий в каждом индивиде”.
Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека [50, с.5].
Понятие нравственность обладает сложным, многозначным содержанием.
Некоторые ученые ограничивают нравственность сферой общественного сознания (А.Г.
Власкин,
В.А.
Кан-Калик, В.П.
Кобляков и др.), другие причисляют ее к совокупности основных типов нормативной регуляции (В.П.
Зыбковец, В.Л.
Леви и др.), третьи рассматривают нравственность, выделяя ее из первоначально нерасчлененной социальной нормативности (право, обычаи, традиции) в особую сферу отношений в позднеродовом, предклассовом и классовом обществах (И.Г.
Гердер, О.Г.
Дробницкий и др.).


[стр.,20]

Общечеловеческое содержание нравственности в его психологопедагогическом аспекте раскрывается в работах Д.С.
Лихачева,
Б.Т.
Лихачева, И.П.
Подласого, В.А.
Сухомлинского, К.Д.
Ушинского, Я.
И.
Ханбикова, И.Ф.
Харламова, А.И.
Шемшуриной, Н.Е.
Щурковой и др.
Нравственность внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами
[142, с.423].
В словаре Ф.А.
Брокгауза и И.А.
Ефрона
[48, с.
146] этика в узком смысле учение о нравственности или нормах человеческого поведения, возникает в человеческом обществе в определенный момент времени
и везде во все времена связывает волю человека нравственными нормами в виде обычаев, религиозных или государственных установлений.
В современном философском словаре нравственность существенный фактор жизни общества и исторического прогресса, заключающийся в добровольном, самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством всего общего дела в целом
[195, с.309].
Для соблюдения нравственных норм при взаимодействии с окружающим миром человеку требуется самоконтроль, так
появляются нравственные регулянты долг, стыд, честь.
С повышением зрелости личности проявляется нравственный регулятив совесть.
Таким образом, по мнению A.A.
Радугина появляется внутренняя саморегуляция в сфере свободы и нравственные требования к человеку по мере расширения этой сферы.
Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества [157].
В современной нравственной культуре Б.Т.
Лихачев представляет нравственность конкретного человека как освоенную, внутренне принятую общественную мораль, регулирующую его индивидуальное поведение, опирающуюся на мировоззренческие убеждения и чувство совести [131, с.321].

[Back]