которые становятся существенными обстоятельствами в жизни человека, рождаются из переживаний [175, с.21]. Переживание конкретной нравственной ситуации будет способствовать адекватному выбору поступка для разрешения ситуации. «Взаимопроникая и питая друг друга, они образуют подлинное единство, две друг в друга взаимопсреходящие стороны (переживание и поступок) единого целого жизни и деятельности человека» [175]. Б.Т. Лихачев отмечает, что в процессе преодоления жизненных глубоких эмоциональных переживаний у личности развивается основа нравственности — нравственное чувство, потребность в добром деянии и нравственном удовлетворении [133, с.ЗЗО]. Эмоции зарождаются в процессе деятельности и выражают состояние личности, ее отношение к окружающему миру в форме переживания, определяют её ценность. С.Л. Рубинштейн полагает, что в моральных чувствах явление объективно общественно значимое переживается личностью как личностно значимое. Познавательный аспект эмоций в их высших проявлениях направляет чувство человека к миру [175, с.575-576]. Нравственный или безнравственный поступок оценивается эмоционально. Переживание в зависимости от глубины или значимости эмоционально. Единство переживания и знания представляет собой сознание. Нравственное сознание личности сложное образование, складывающееся из знания моральных принципов, норм и постоянного осмысления своего нравственного положения в обществе. Компонентами нравственного сознания являются потребность, воля, желание и умение реализовать нравственный выбор в жизни [133, с. 322]. Движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление как процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов [133]. Нравственные качества — совесть, долг и пр. — как нравственная обязанность человека перед обществом являются источником преобразования нравственного сознания, источником внутреннего морального самоконтроля и самооценки. Долг — этическая категория, обозначающая нравственную 26 |
Социальная программа обуславливает сознательную деятельность и поведение личности. Норма, или правило поведения выражается на уровне чувств, свойств и качеств. Это способствует тому, что личность может саморегулировать поведение. Основой нравственного поведения, его «клеточкой» является поступок, компонентами которого выступают потребности, побуждения, ценностные ориентации, нормативность, цель, средство, действие, результат и ценность [170, с. 15-23]. Чтобы подчеркнуть важность морали в поведении личности, считаем уместным привести слова В.И. Вернадского: «Самыми главными вопросами являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни» [55, с.386]. Явления, события, действия, воспринимаемые чувствами человека, переживаются им и становятся знанием, опытом личной жизни. Переживание психическое явление, которое стало событием внутренней жизни личности [163, с.12]. Переживание какого-либо явления связано со знанием о нем, следовательно, чем больше знаний имеет личность о конкретном явлении, тем глубже будут переживания, связанные с этим явлением. В то же время С.Л. Рубинштейн замечает, что «переживание рождается из поступков» и поступки, которые становятся существенными обстоятельствами в жизни человека, рождаются из переживаний [163, с.21]. Переживание конкретной нравственной ситуации будет способствовать адекватному выбору поступка для разрешения ситуации. «Взаимопроникая и питая друг друга, они образуют подлинное единство, две друг в друга взаимопереходящие стороны (переживание и поступок) единого целого жизни и деятельности человека» [163]. Б.Т. Лихачев отмечает, что в процессе преодоления жизненных, глубоких эмоциональных переживаний у личности развивается основа нравственности нравственное чувство, потребность в добром деянии и нравственном удовлетворении [131, с.330]. Эмоции зарождаются в процессе деятельности и выражают состояние личности, ее отношение к окружающему миру в форме переживания и определяют его ценность. С.Л. Рубинштейн полагает, что в моральных чувствах явление объективно общественно значимое переживается личностью как личностно значимое. Познавательный аспект эмоций, в их высших проявлениях, направляет чувство человека на объект и выражает отношение к нему. Новые чувства устанавливают новое отношение человека к миру [163, с. 575-576]. Нравственная эмоция, по предположению O.A. Зоровой, рождается не из наличной ценности морального объекта, а из определения соответствия или несоответствия данного морального феномена с общепризнанными нормами нравственного поведения, сопоставления его с собственным моральным опытом, выяснения мотива действия и определения отношения к данному действию, соизмеряя его со своей моральной программой. Нравственный или безнравственный поступок оценивается эмоционально [93, с. 22-23]. Переживание в зависимости от глубины или значимости всегда эмоционально. Единство переживания и знания представляет собой сознание; оно формируется в результате исторического развития в процессе общественно-трудовой деятельности [163, с.24]. Нравственное сознание личности сложное образование, складывающееся из знания моральных принципов, норм и постоянного осмысления своего нравственного положения в обществе. Компонентами нравственного сознания являются потребность, воля, желание и умение реализовать нравственный выбор в жизни [131, с.322]. Движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление как процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответных выборов [131]. Сознательная, целеустремленная потребность в деятельности, испытываемая личностью становится основой волевых действий. Чтобы волевое действие стало осуществлением цели, необходимо сознательное регулирование, планирование, контроль в соответствии с замыслом. Воля в представлении С.Л. Рубинштейна, предполагает существование общественной жизни, в которой поведение людей регламен тируется нравственностью и правом, при этом выделяются общественные блага и ценности, которые в процессе воспитания становятся ценностями личности. Становление воли ведет к способности самоопределения [163, с. 592]. Нравственное развитие личности, в данном случае, состоит в том, что всеобще значимое становится для нее личностно значимым. Сила воли заключается в умении осуществлять свои желания, а также подавлять, или организовывать их. Выбор как поступить требует оценки, и тогда рождается специфическое для волевого акта чувство ответственности. Нравственные качества совесть, долг и пр. как нравственная обязанность человека перед обществом, являются источником преобразования нравственного сознания, источником внутреннего морального самоконтроля и самооценки. Долг этическая категория, обозначающая нравственную обязанность человека перед обществом, выполняемую под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений. В требованиях долга находят выражение интересы социальной общности идей. Осознание, переживание индивидом этих общих интересов в их связи с личными интересами приводят к возникновению сознания и чувства долга [193, с.49]. Исследователи [209, 228 и др.] предлагают различать долг общественный и долг моральный. Общественный долг это совокупность объективно необходимых обязанностей человека [209, с.28]. Общественные обязанности должны исполняться независимо от личных желаний и склонностей. Моральный долг это высокоразвитое сознание, обеспечивающее исполнение долга по внутреннему нравственному побуждению. Для выполнения морального долга человек должен понимать, осознавать общественные обязанности и иметь мужество преодолевать препятствия, мешающие достижению цели [208, с.29]. Долг дисциплинирует личность, развивает целеустремленность, твердость, решимость, упорство, настойчивость, что позволяет добиться нужного результата [158, с.35]. C.J1. Рубинштейн добавляет к этому еще и готовность, так как всякое волевое действие работы готовность [163, с.599]. |