обязанность человека перед обществом, выполняемую под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений. В требованиях долга находят выражение интересы социальной общности идей. Осознание, переживание индивидом этих общих интересов в их связи с личными интересами приводят к возникновению сознания и чувства долга [207, с.49]. Исследователи [218, с.35] предполагают различать долг общественный и долг моральный. Общественный долг это совокупность объективно необходимых обязанностей человека [218, с.28]. Общественные обязанности должны исполняться независимо от личных желаний и склонностей. Моральный долг —это высокоразвитое сознание, обеспечивающее исполнение долга по внутреннему нравственному побуждению. Для выполнения морального долга человек должен понимать, осознавать общественные обязанности и иметь мужество преодолевать препятствия, мешающие достижению цели [218, с.29]. Долг дисциплинирует личность, развивает целеустремленность, твердость, решимость, упорство, настойчивость, что позволяет добиться нужного результата [171, с.35]. Совесть определяется, как способность человеческого духа познать этические ценности в совокупности с выдвигаемыми ими требованиями. В совести гармонически сочетаются знание и чувство долга перед обществом, перед людьми, перед самим собой. Таким образом, совесть является внутренним средством самоконтроля человека и контролирует исполнение им долга. «Совесть это знание, многократно умноженное на переживание, чувствование, произведенное от этого действия», — определяет В.А. Сухомлинский [193, с.144]. На русском языке понятие «совесть» имеет такой смысл: «со» совместно, «весть» ведать, знать. Значит, совесть это совместное знание, сознание и прежде всего сочувствие [208, с.32]. Моральные качества личности, как полагают С.Л. Рубинштейн [172], Л.Ю. Сироткин [185], Л.И. Тимофеева [200], формируются обществом посредством системы целенаправленной воспитательной работы. Личность 27 |
тируется нравственностью и правом, при этом выделяются общественные блага и ценности, которые в процессе воспитания становятся ценностями личности. Становление воли ведет к способности самоопределения [163, с. 592]. Нравственное развитие личности, в данном случае, состоит в том, что всеобще значимое становится для нее личностно значимым. Сила воли заключается в умении осуществлять свои желания, а также подавлять, или организовывать их. Выбор как поступить требует оценки, и тогда рождается специфическое для волевого акта чувство ответственности. Нравственные качества совесть, долг и пр. как нравственная обязанность человека перед обществом, являются источником преобразования нравственного сознания, источником внутреннего морального самоконтроля и самооценки. Долг этическая категория, обозначающая нравственную обязанность человека перед обществом, выполняемую под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений. В требованиях долга находят выражение интересы социальной общности идей. Осознание, переживание индивидом этих общих интересов в их связи с личными интересами приводят к возникновению сознания и чувства долга [193, с.49]. Исследователи [209, 228 и др.] предлагают различать долг общественный и долг моральный. Общественный долг это совокупность объективно необходимых обязанностей человека [209, с.28]. Общественные обязанности должны исполняться независимо от личных желаний и склонностей. Моральный долг это высокоразвитое сознание, обеспечивающее исполнение долга по внутреннему нравственному побуждению. Для выполнения морального долга человек должен понимать, осознавать общественные обязанности и иметь мужество преодолевать препятствия, мешающие достижению цели [208, с.29]. Долг дисциплинирует личность, развивает целеустремленность, твердость, решимость, упорство, настойчивость, что позволяет добиться нужного результата [158, с.35]. C.J1. Рубинштейн добавляет к этому еще и готовность, так как всякое волевое действие работы готовность [163, с.599]. Готовность и способность действовать, развивается под влиянием потребностей и ценностных ориентаций личности. Совесть, определяется, как способность человеческого духа познать этические ценности в их реальности с выдвигаемыми ими требованиями. В совести гармонически сочетаются знание и чувство долга перед обществом, перед людьми, перед самим собой. Таким образом, совесть является внутренним самоконтролем человека и контролирует исполнение долга. «Совесть это знание, многократно умноженное на переживание, чувствование, произведенное от этого действия» определяет В.А. Сухомлинский [180, с. 144]. В русском языке «совесть», имеет такой смысл: «со» совместно, «весть» ведать, знать. Значит совесть это совместное знание, сознание и, прежде всего сочувствие [194, с.32]. Совесть ориентирована на нравственные потребности общества. В совести, как одном из основных элементов морального сознания, находится источник преобразования субъективной сферы нравственного сознания. Поведение, мотивируемое совестью, составляет основу нравственной потребности личности как выражение общественной природы человека [143, с.99]. Моральные качества личности, как полагают C.JI. Рубинштейн [163], Л.Ю. Сироткин [170], Л.И. Тимофеева [185] формируются обществом посредством системы целенаправленной воспитательной работы. Личность осваивает моральные нормы благодаря индивидуальным способностям и опыту в соответствии с актуальными потребностями общества. Моральные потребности возникают в процессе накопления, усвоения морального опыта. Опыт накапливается в случае воплощения моральных потребностей в оценках, действиях, но нравственные потребности различаются по уровню их осознания и это определяет моральный выбор поступка в конкретной ситуации. Для соотнесения внутреннего желания с внешней ситуацией необходим элемент, обуславливающий «взаимодействие внутренней системы регуляции с требованиями объективных условий» [185, с.46]. Этим элементом, по |