осваивает моральные нормы благодаря индивидуальным способностям и опыту в соответствии с актуальными потребностями общества. Моральные потребности возникают в процессе накопления, усвоения морального опыта. Опыт накапливается в случае воплощения моральных потребностей в оценках, действиях, но нравственные потребности различаются по уровню их сознания, и это определяет моральный выбор поступка в конкретной ситуации. Основой мотивации к сознательному, ответственному регулированному действию в среде, по определению А.Г. Маслоу [144], служат потребности социального уровня личности. При этом мотив поведения связывается с конкретной ситуацией и взаимодействием индивидуума со средой, так как организм, находясь в среде, стремится организовать её в соответствии со своими психологическими потребностями. Рассмотрим интересующие нас социальные потребности, по классификации А.Г. Маслоу, как базовые, включающие в себя свободу слова, выбора действий и деятельности, самовыражения, получения информации. Как правило, для поведенческого акта одной потребности недостаточно, необходима система потребностей. Для достижения базовой потребности для умного человека необходимо подключить потребность в познании [144, с. 92]. Эти потребности носят побудительный характер и могут явиться мотивом к осуществлению нравственных действий. Формирование нравственных потребностей личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали возможность свободного выбора. Устойчивая потребность совершать нравственные поступки нравственная привычка формируется в процессе деятельности [166, с. 166]. Человек, преобразуя природный мир, фиксирует в нем свои духовные свойства и качества, вносит в это окружение свое духовное содержание. Эта двунаправленность есть не что иное, как взаимосвязь и взаимодействие в ситуации «человек —среда», где человек выступает в качестве творческой силы, а природная среда в качестве продукта его деятельности. «Очеловеченная» 28 |
Готовность и способность действовать, развивается под влиянием потребностей и ценностных ориентаций личности. Совесть, определяется, как способность человеческого духа познать этические ценности в их реальности с выдвигаемыми ими требованиями. В совести гармонически сочетаются знание и чувство долга перед обществом, перед людьми, перед самим собой. Таким образом, совесть является внутренним самоконтролем человека и контролирует исполнение долга. «Совесть это знание, многократно умноженное на переживание, чувствование, произведенное от этого действия» определяет В.А. Сухомлинский [180, с. 144]. В русском языке «совесть», имеет такой смысл: «со» совместно, «весть» ведать, знать. Значит совесть это совместное знание, сознание и, прежде всего сочувствие [194, с.32]. Совесть ориентирована на нравственные потребности общества. В совести, как одном из основных элементов морального сознания, находится источник преобразования субъективной сферы нравственного сознания. Поведение, мотивируемое совестью, составляет основу нравственной потребности личности как выражение общественной природы человека [143, с.99]. Моральные качества личности, как полагают C.JI. Рубинштейн [163], Л.Ю. Сироткин [170], Л.И. Тимофеева [185] формируются обществом посредством системы целенаправленной воспитательной работы. Личность осваивает моральные нормы благодаря индивидуальным способностям и опыту в соответствии с актуальными потребностями общества. Моральные потребности возникают в процессе накопления, усвоения морального опыта. Опыт накапливается в случае воплощения моральных потребностей в оценках, действиях, но нравственные потребности различаются по уровню их осознания и это определяет моральный выбор поступка в конкретной ситуации. Для соотнесения внутреннего желания с внешней ситуацией необходим элемент, обуславливающий «взаимодействие внутренней системы регуляции с требованиями объективных условий» [185, с.46]. Этим элементом, по мнению Л.И. Тимофеевой, является моральная оценка. «Оценочные отношения формируются в непосредственно развертываемой ситуации морального общения, которая представляет собой систему, объединяющую моральное сознание личности с поведением» [185]. J1.IO. Сироткин увеличивает границы «элемента» до «системообразующего фактора». «Именно системообразующий фактор в каждом конкретном случае определяет характер поступка, его динамику, возможности самоуправления» [170, с. 16]. Внутренним системообразующим фактором будет выступать качество личности, внешним фактором будет являться микросреда ситуация, макросреда общественные отношения. Основу самодетерминации поступка составляют компоненты его структуры: потребности, побуждения, ценностные ориентации, нормативность, цель, средство, действие, результат, ценность (самооценка) [170, с. 18]. Основой мотивации к сознательному, ответственному регулированному действию в среде, по определению А.Г. Маслоу [135], служат потребности социального уровня личности. При этом мотив поведения связывается с конкретной ситуацией и взаимодействием индивидуума со средой, так как организм, находясь в среде, стремится организовать ее в соответствии со своими психологическими потребностями. Рассмотрим интересующие нас социальные потребности из классификации А.Г. Маслоу базовые, включающие в себя свободу слова, выбора действий и деятельности, самовыражения, получения информации. Как правило, для поведенческого акта потребности одного вида недостаточно, необходима система потребностей. Для достижения базовой потребности для умного человека необходимо подключить потребность в познании [135, с.92]. Эти потребности носят побудительный характер и могут явиться мотивом к осуществлению нравственных действий. В классификации потребностей у Н.Ф. Реймерса в раздел социальных потребностей включены гражданские свободы (совести, волеизъявления, информативности), которые являются источниками побудительной активности и, благодаря которым, осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека [160, с. 377,379]. Л.Ю. Сироткин отмечает, что потребности являются началом поступка и побудителями активности личности. Потребности могут развиваться на базе удовлетворенных потребностей, что связано с включением личности в различные формы нравственной деятельности и социально оправданного поведения. Толчком к поступку являются потребности различных уровней, имеющие нравственную ценность [170, с. 18]. Побуждения разного уровня и плана следует учитывать при объяснении любого человеческого поступка. Формирование нравственных потребностей личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали возможность свободного выбора. Устойчивая потребность совершать нравственные поступки нравственная привычка формируется в процессе деятельности [151, с. 166]. Человек, преобразуя природный мир, фиксирует в нем свои духовные свойства и качества, вносит свое духовное содержание в это окружение. Эта двунаправленность есть нечто иное, как взаимосвязь и взаимодействие в ситуации «человек среда», где человек выступает в качестве творческой силы, а природная среда в качестве продукта его деятельности, вобравшего его творческую сущность. «Очеловеченная» природа начинает воздействовать на человека, возвращает ему в наглядной форме содержание его деятельности и сообщает его бытию внутреннюю содержательность его труда [1, с. 91-92]. Ценностные ориентации выступают мотивационной основой, формирующей цели деятельности человека, его поступки. Ценностные ориентации являются устойчивыми социальными установками, которые регулируют цели и намерения и определяют оценочную деятельность личности. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризуют зрелость человека как личности через категории «отношение» и «ответственность». |