Отсюда следует, что в процессе нравственного воспитания педагогическое воздействие должно быть направлено на формирование таких моральных качеств, которые позволят личности выбрать ту форму нравственного поведения, при которой взаимоотношения между человеком и природой, а также между людьми приблизятся к гармоничным [210, с. 41]. А.Н. Захлебный [85, с. 85] отмечает, что моральные знания в процессе их активного усвоения становятся для личности мерилом оценки себя и окружающих, помогают выбирать правильную линию поведения в каждой конкретной ситуации и выступают в качестве действующих мотивов поведения. Совокупность знаний и практических умений и навыков дает личности возможность приобрести опыт. Опыт совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает. Я.Г. Якубсон [231, с.4963] считает, что возникший нравственный опыт расширяется благодаря обучению, в ходе которого анализируются и оцениваются различные нравственные ситуации. Для совершения нравственного поступка необходимо у ребенка сформировать способность действовать, причем эта способность действовать реализуется не только в навыках и умениях, но и в выборе адекватных действий в конкретной ситуации с учетом прогноза на ближайшее и отдаленное будущее. Таким образом, нравственный человек должен обладать развитым нравственным сознанием (информационный компонент), сформированной ценностно-смысловой сферой, способностью к нравственному анализу, оценке явлений и процессов окружающей действительности, умением осуществлять нравственный выбор и практически действовать, предвидя нравственные последствия своих и чужих поступков, важнейшими нравственными качествами. Следует помнить, что в основу оценки нравственности личности должен быть положен интегральный показатель, а не отдельные ее нравственные качества. Так, Л.И. Божович [38] в своей концепции рассматривает процесс усвоения нравственности как формирование общественной направленности 31 |
должны носить нравственный характер. В целях, мотивах и намерениях выражаются отношения личности к окружающему миру. Поступок, отмечает Л.Ю. Сироткин, совершается сознательно и его выбор влечет за собой ответственность. Чем многочисленнее варианты выбора, тем выше ответственность личности принимающей решение [170, с. 15]. Каждый поступок личности получает определенную оценку с позиций нравственности. Из поступков складывается поведение. Основой поведения является цель: ее формулировка, план и программа достижения. Поведение личности может быть активным и пассивным. Выбор поведения зависит от способности восприятия нравственных проблем. Пассивное нравственное поведение может проявляться в полном равнодушии к нравственным проблемам; в осмыслении нравственной ситуации, но отсутствии действий, направленных на ее разрешение; поддержке активного нравственного поведения, осуществляемого другими; соблюдении нравственно-правовых нормативов, основанном на убеждении в их необходимости. Пассивная форма нравственного поведения свойственна личности с низкой эмоциональностью, леностью и т.п. Активная форма нравственного поведения характерна для личности, сознание которой нацелено на сохранение окружающего мира, частью которого является человек. Действия, совершаемые при этом, научно обоснованы и нацелены не только на сохранение и преобразование экосистемы в современное время, но и в отдаленном будущем. Одной из главных характеристик активного нравственного поведения является его направленность на самоограничение. Оно выражается в экономии материальных и энергетических ресурсов и т.д. Выбор одной из форм нравственного поведения является сложной психолого-педагогической проблемой и связан с проблемой свободы. Отсюда следует, что в процессе нравственного воспитания педагогическое воздействие должно быть направлено на формирование таких моральных качеств, которые позволят личности выбрать ту форму нравственного поведения, при которой взаимоотношения между человеком и природой, а также между людьми приблизятся к гармоничным. Формирование нравственного поведения в условиях вуза возможно при воздействии направленного психолого-педагогического процесса [207, с. 41]. Навыки индивидуально-изменчивые формы поведения, реакции или действия, которые возникают на основе выучки или индивидуального опыта и функционируют автоматически. Навык имеет различный характер и уровень развития, зависит от двух условий: от того, как воспринимается ситуация, в которой вырабатывается навык; от организации действия фиксированного или изменчивого характера навыка. Характер навыка зависит от восприятия, от того, как в восприятии генерализуются те условия, с которыми в навыке связывается соответствующее действие [163, с. 127-128]. А.Н. Захлебный [87, с.85] отмечает, что моральные знания в процессе их активного усвоения становятся для личности мерилом оценки себя и окружающих, помогают выбирать правильную линию поведения в каждой конкретной ситуации и выступают в качестве действующих мотивов поведения. Совокупность знаний и практически усвоенных умений и навыков дают личности возможность приобрести опыт. Опыт совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни, и что он осознает; основа непонятийного знания о действиях. Всякое расширение познания не может опираться ни на что другое, кроме как на расширение опыта. Интеллектуальный опыт позволит актуализировать накопленные знания, анализировать и критически оценивать различные факты и явления для своевременного принятия решения и для предвидения нравственных последствий тех или иных действий; практический опыт необходим для выбора рациональной деятельности; эмоциональный опыт способствует повышению эмоциональной восприимчивости нравственной ситуации (сопереживание, негодование и пр.), создает базу для оценки ситуации с позиций нравственных ценностей личности, а так же служит мотивом для совершения нравственного поступка. По этому поводу В.А. Петрицкий отметил, что в нравственной потребности человека в по нимании, сочувствии, помощи и взаимодействии единство эмоциональной и рациональной составляющих играет основную роль в мотивах выбора действия и самом действии [149, с.60]. Я.Г. Якубсон [228, с.49-63] считает, что возникший нравственный опыт расширяется благодаря обучению, в ходе которого анализируются и оцениваются различные нравственные ситуации. Для совершения нравственного поступка необходимо сформировать способность действовать, причем способность действовать реализуется не только в навыках и умениях, но и в выборе адекватных действий в конкретной ситуации с учетом прогноза на ближайшее и отдаленное будущее. Таким образом, нравственный человек должен обладать развитым сознанием (информационный компонент), сформированной ценностносмысловой сферой, способностью к нравственному анализу, оценке явлений и процессов окружающей действительности, умением осуществлять нравственный выбор и практически действовать, предвидя нравственные последствия своих и чужих поступков. Важным для решения задач настоящего исследования является вопрос о наследовании моральных качеств. П.А. Кропоткин [118] ещё в начале прошлого века убедительно показал, что нравственность изначально генетически присуща человеку, но, как мы знаем, она имеет тенденцию, как к развитию, так и к деградации. Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки [151, с.89]. По К.К. Платонову [152] в качествах личности сочетаются наследственные и приобретенные при жизни составляющие. По их соотношению в структуре личности условно различают четыре иерархических уровня. 1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека. 2) Уровень особенностей псгосическнх процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, вооб |