личности. Выделяя такие понятия, как «внутренняя позиция», «функциональная система», «нравственный образец», она указывает, что установление связи между нравственными знаниями и привычками служит психологическим механизмом нравственного развития личности. Наличие положительного отношения к усваиваемым «нравственным образцам» направляет и побуждает собственную деятельность ребенка к их усвоению. Уровень направленности личности служит показателем нравственной воспитанности ребенка. Направленность понимается как продукт сформированной иерархии главных мотивов личности. В основе направленности может лежать один из трех мотивов: 1) заинтересованность самим делом; 2) стремление к самоутверждению; 3) борьба за интересы коллектива. Т.А. Ильина [101] предлагает формировать нравственную направле?шость личности, применяя последовательность следующих педагогических действий: 1) ознакомление с нравственными нормами и требованиями; 2) формирование нравственных отношений; 3) формирование нравственных взглядов и убеждений; 4) формирование нравственной направленности личности. Наиболее верный путь формирования убеждений и их укрепления создание ситуаций, в которых нужно проявить свою позицию. Формирование направленности личности это выработка устойчивой привычки поведения, которая становится нормой. Система привычных действий постепенно переходит в свойства личности [101, с. 374-378]. По мнению И.Э. Ярмакеева [233], структура нравственной культуры личности включает информационный, эмоционально-ценностный и практически-действениый компоненты. В своей более поздней работе [234, с. 340-342] он утверждает, что «ядро» нравственной культуры личности составляет её ценностно-смысловой потенциал, определяющий социокультурную направленность мировосприятия и миропонимания, действий и поступков. Под ценностно-смысловым потенциалом нравственной культуры личности автор понимает систему личностно-значимых, духовно-ориентированных ресурсов личности, 32 |
социальные потребности и ценностные ориентации, сознание общественного долга и гражданской ответственности, общественно-политическую активность; профессионально-педагогическая направленность, проявляющаяся в интересе и любви к детям, увлеченности педагогической работой, в педагогическом такте, справедливости, требовательности, настойчивости, целеустремленности и т.п.; познавательная направленность, проявляющаяся в научной эрудиции, наличии духовных потребностей и интересов, готовности к педагогическому самообразованию [175]. Обобщенная модель личности учителя, по мнению И.Э. Ярмакеева [229, с. 74-75], включает: а) блок профессионально-педагогической направленности, охватывающий совокупность профессионально-личностных потребностей и мотивов поведения; б) блок профессионально-педагогического мировоззрения, охватывающий совокупность профессионально-личностных взглядов, убеждений и идеалов; в) ценностно-смысловой блок, включающий базовые профессионально-личностные ценности, смыслы, ценностные ориентации; г) блок общей и профессионально-педагогической культуры, включающий в частности, культуру педагогического мышления, общения и поведения, духовно-нравственную и эстетическую культуру; д) блок социально и профессионально значимых качеств личности, включающий обобщенные личностные характеристики учителя; е) блок профессионально-личностного саморазвития и самовоспитания, определяющий перспективы развития и совершенствования личности учителя. Следует помнить, что в основу оценки нравственности личности должен быть положен интегральный показатель, а не отдельные ее нравственные качества. Так Л.И. Божович [42] в своей концепции, процесс усвоения нравственности рассматривает как формирование общественной направленности личности. Выделяя такие понятия, как «внутренняя позиция», «функциональная система», «нравственный образец», она указывает, что установление связи между нравственными знаниями и привычками служит психологическим механизмом нравственного развития личности. Наличие положительно го отношения к усваиваемым «нравственным образцам» направляет и побуждает собственную деятельность ребенка по их усвоению. Уровень направленности личности служит показателем нравственной воспитанности ребенка. Направленность понимается как продукт сформированной иерархии главных мотивов личности. В основе направленности может лежать один из трех мотивов: 1) заинтересованность самим делом; 2) стремление к самоутверждению; 3) борьба за интересы коллектива. Т.А. Ильина предлагает формировать нравственную направленность личности, применяя последовательность следующих педагогических действий: 1) ознакомление с нравственными нормами и требованиями; 2) формирование нравственных отношений; 3) формирование нравственных взглядов и убеждений; 4) формирование нравственной направленности личности. Наиболее верный путь формирования убеждений и укрепления их создание ситуаций, в которых нужно проявить свою позицию. Формирование направленности личности это выработка устойчивой привычки поведения, которая становится нормой. Система привычных действий постепенно переходит в свойства личности [98, с. 374-378]. Понятие «потенциал» в последние годы получило широкое распространение в различных сферах науки и социальной деятельности. В последние годы изучение проблемы потенциального все более принимает антропологический характер и связывается с анализом специфически человеческих сил, ресурсов, возможностей. Активно разрабатывается концепция развития человеческого потенциала по инициативе выдающегося современного ученого Махбуб уль-Хака, стоявшего у истоков подготовки докладов о развитии человека в рамках Программы развития ООН, начиная с 1990 г. В первом из этих докладов им была сформулирована принципиальная методологическая идея: трансцедентальный смысл общественного развития состоит в расширении возможностей каждого человека реализовать свои потенции и устремления, вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. Другими словами, развитие человека было отождествлено с расширением спектра и возможно |