Проверяемый текст
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ООН. ДОКЛАД О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2004 (ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВЫ 1–2, 6–8) «НА ПУТИ К ОБЩЕСТВУ, ОСНОВАННОМУ НА ЗНАНИЯХ» Безопасность Евразии. 2004. № 4 (18). С. 91-163.
[стр. 105]

и тогда происходит перекрестное влияние одних видов нематериальных активов на другие.
Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала в западной экономической литературе, а также в практике деятельности многих фирм Запада и Востока применяется коэффициент Тобина —
отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов: зданий, сооружений, оборудования и запасов.
Этот коэффициент носит название по фамилии американского экономиста Тобина, впервые исследовавшего данное соотношение.
Рыночная цена компании может быть определена на основе данных о капитализации фирмы, которые основываются: на оценках фондового рынка.
Однако наиболее достоверно эта цена проявляется лишь при реальной покупке ее другой компанией.

Сегодня для большинства компаний значения коэффициента Тобина колеблются от 5 до 10.
Для наукоемких фирм этот коэффициент еще больше.
Так, в 1995 г., когда компания
ГВМ поглотила Lotus, заплатив за нее 3,5 млрд долл., материальные активы которой оценивались в 230 млн долл., коэффициент Тобина достиг 15,2.
Для отдельных компаний, действующих в сфере производства программного обеспечения и Интернет-технологий, коэффициент Тобина может достигать нескольких сотен.
Это означает, что в данных компаниях материальный капитал практически не принимает участия в создании стоимости, главный производственный фактор в них —
ин теллектуальный капитал.
В развитых странах в течение
I960—70-х годов в среднеем значение коэффициента Тобина изменялосься мало, колеблясь между величинами I и 2.[14].
С начала 1980-х годов наблюдается резкий рост этого коэффициента, который к началу XXI столетия достиг
величины 6— 7.
При этом у высокотехнологичных и других наукоемких компаний его средняя величина еще выше.
Если цена компании существенно превосходит цену ее материальных активов, то это означает, что по
105
[стр. 52]

142 Безопасность Евразии Журнал Личной, Национальной и Коллективной Безопасности № 4–2004, октябрь–декабрь ЧЕЛОВЕК И СЕМЬЯ Программа Развития ООН.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации.
2004.
(Введение, главы 1–2, 6–8) «На пути к обществу, основанному на знаниях» Вставка 7.1 Интеллектуальные информационные системы удачно функционируют в государственных структурах.
Так, в Министерстве путей сообщения РФ создан программный комплекс, позволяющий оценивать экономическое состояние отрасли, осуществлять мониторинг отраслевых процессов, сравнивать их с процессами, происходящими в макроэкономике, увязывать с динамикой курсов валют, уровнем цен, биржевыми котировками.
В центре можно воочию наблюдать, как связана общеэкономическая ситуация в разных регионах с падением загрузки вагонов.
Один из информационных разделов содержит оценку работы железных дорог, сделанную прессой, и влияние этой оценки на взаимоотношения с регионами, грузоотправителями.
У руководителей МПС появилась возможность оценивать свои управленческие решения.
Другим позитивным примером является технология, реализованная в московском грузовом аэропорту Шереметьево-2.
Раньше оперативный учет грузопотока в аэропорту был попросту невозможен: все компьютеры с доступом к информационной системе находились в офисе, а основная работа по учету проходила на летном поле.
Грузчикам приходилось учитывать контейнеры вручную с помощью карандаша и только потом идти в здание и заносить информацию в систему.
В настоящее время в аэропорту установлены две антенны, а выделенная под проект машина снабжена радиопередатчиком и компьютером.
Оператор на автомобиле располагает штрих-сканером, а установленный в «радиофургоне» ноутбук подключен ко всем имеющимся в компании учетным подсистемам.
Таким образом, появилась возможность учитывать транзитные грузы, которые передаются под бортом самолета другим компаниям для дальнейшей обработки.
Улучшился контроль над грузами, которые могут прибывать и партиями, и частями (в день компания обслуживает несколько сотен накладных).
Главное же – повысилась безопасность грузовых авиаперевозок, поскольку суммарная масса грузов вычисляется прямо в поле, перегрузки самолета не допускаются.
И, конечно, потерять какой-нибудь контейнер при тотальном контроле стало невозможно в принципе1 .
В определенном смысле по пути формирования организационного капитала пошел холдинг «Силовые машины», который объединяет российских производителей энергетического оборудования.
Осуществляя внешнеторговые операции, холдинг не стал создавать собственную торговую марку, а купил организацию с уже раскрученной – Энергомашэкспорт.
Таким образом, предметом куплипродажи становятся не только материальные активы, но и активы нематериальные – другими словами, интеллектуальный капитал в чистом виде.
На покупке внешнеторговой организации холдинг не остановился, он стал формировать сервисную компанию, которая будет обслуживать уже проданное оборудование.
Таким образом, идет построение организационной структуры, которая в последующем станет причиной дальнейшего прироста интеллектуального капитала холдинга.
С третьей структурной составляющей интеллектуального капитала – потребительским, или клиентским капиталом – связано все шире распространяющееся понятие брендов (вставка 7.2).
Бренд – это своеобразный контракт фирмы с покупателями, набор взаимосогласованных обязательств.
Он качественно отличается от обычной рекламы: в рекламе производитель рассказывает о преимуществах товара; если же преимущества товара начинают объяснять друг другу клиенты, то это свидетельствует о сформировавшемся бренде.
Такая торговая марка резко повышает вероятность того, что покупатели не будут испытывать необходимость в мучительном выборе из числа конкурирующих товаров, затратах на этот процесс времени и сил, проверке качества данного товара, а станут доверять компании, прощать ей ошибки.
Не случайно поэтому в ряде коммерческих организаций в сфере высшего руководства существует специальная должность директора по торговой марке.
Именно этот директор нацеливает управление на то, чтобы развитие торговой марки способствовало укреплению конкурентоспособности всей фирмы в целом.
Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с другом.
Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности.
Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одних видов нематериальных активов на другие.
Измерение интеллектуального капитала Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала в западной экономической литературе, а также в практике деятельности многих фирм Запада и Востока применяется коэффициент Тобинаотношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов: зданий, сооружений, оборудования и запасов.
Этот коэффициент носит название по фамилии американского экономиста Тобина, впервые исследовавшего данное соотношение.
Рыночная цена компании может быть определена на основе данных о капитализации фирмы, которые основываются на оценках фондового рынка.
Однако наиболее достоверно эта цена проявляется лишь при реальной покупке ее другой компанией.

1 Пуха Ю., Коляда С.
Бизнес на коротком поводке.
– www.ione.ru

[стр.,53]

143 Безопасность Евразии Журнал Личной, Национальной и Коллективной Безопасности № 4–2004, октябрь–декабрь ЧЕЛОВЕК И СЕМЬЯ Программа Развития ООН.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации.
2004.
(Введение, главы 1–2, 6–8) «На пути к обществу, основанному на знаниях» Вставка 7.2 Бренды в России В российских нормативных актах по интеллектуальной собственности есть определение «товарный знак», или «знак обслуживания».
Общие вопросы регистрации и использования товарных знаков, в том числе и торговой марки, регулируются Законом РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения».
В соответствии с этим законом товарные знаки (включая и знаки обслуживания) – это обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
«Торгсины», а позднее «Березки», в которых «отоваривалась» советская элита, приучили наше общество к тому, что в качестве бренда воспринимался практически любой зарубежный товар.
Прежде всего, это относилось к качественной одежде, обуви, сигаретам и электронике.
Японские гиганты бытовой электроники, такие как компании Sony и Panasonic, завоевали в сознании советских людей настолько мощные позиции, что и сегодня воспринимаются россиянами как наиболее качественные и престижные марки.
Сломать этот стереотип не могут даже европейские и корейские компании, которые устанавливают демпинговые цены на свою практически столь же качественную продукцию1 .
Перипетии и перспективы российского брендостроительства хорошо просматриваются на примере ОАО «Вимм-Билль-Данн» – группы предприятий со 100%-м российским капиталом, которая была образована в 1992 г.
Осенью 1992 г.
шестеро предпринимателей арендовали линию по расфасовке напитков и начали производство относительно нового для тогдашней России продукта – разлитого в пакеты сокосодержащего прохладительного напитка с забавным зверьком на упаковке и полупонятной надписью «Wimm-BillDann is what you want».
Спустя небольшой промежуток времени специалисты молодой компании создали серию из семи натуральных фруктовых соков, которая получила название «J-7».
Далеко не все потребители этой продукции в те времена догадывались, что новая фирма со вполне европейскими марками – не что иное, как построенный по специальному постановлению ЦК КПСС крупнейший в Европе планово-убыточный Лианозовский молочный комбинат, расположенный на севере Москвы.
Созданию компании предшествовали масштабные исследования, тщательное изучение рынка и серьезная аналитическая работа.
Предварительно проведенное маркетинговое исследование показало: в конце 1992 г.
россияне даже среди продуктов питания предпочитали иностранные.
Следуя желаниям клиентуры, бывший ЛМК стал применять названия якобы иностранного происхождения.
Год за годом фирма вырастала в крупнейшую продовольственную корпорацию России.
Были осуществлены приватизация и объединение по принципу холдинга с Царицынским молочным комбинатом и заводом детских молочных продуктов, введены новые производственные линии на предприятиях, заключен договор о стратегическом сотрудничестве с поставщиком упаковки «Тетра Пак» (Tetra Pack).
Компания выступила инициатором разработки и внедрения нового ГОСТа, защищающего потребителя от дешевых подделок (в основном – импортных) под 100%-ый сок.
Постепенно компания стала заявлять о себе как о российской фирме.
Слоган на упаковке печатается уже по-русски: «То, что ты хочешь».
Компания декларирует позитивно воспринятую в обществе идеологию, предлагая потребителям, помимо жизненно необходимых натуральных продуктов, нечто большее: качество жизни, основанное на здоровом и правильном питании.
«Вимм-Билль-Данн» поставил перед собой задачу не просто конкурировать с импортными молочными продуктами на равных, а занять на этом рынке лидирующие позиции.
Для этого оказалось необходимо не только выпустить на рынок продукты с лучшим, чем у конкурентов, соотношением цены и качества, но и создать оригинальные запоминающиеся торговые марки.
Рекламная кампания по продвижению торговой марки сока «J-7» достигла небывалой для российской фирмы высоты в связи с организацией в 2001 г.
многомесячного телевизионного шоу «Последний герой» на экзотическом острове Бокас Дель Торо, где в борьбе за выживание на виду у всей страны соревновались два «племени» рядовых россиян.
Фирма уверенно вошла в десятку крупнейших рекламодателей на российском рынке.
Новые бренды вносят значительный вклад в рыночную стоимость фирмы.
В начале 2002 г.
«Вимм-Билль-Данн» первым среди отечественных производителей продуктов питания предложил иностранным инвесторам весьма значительный объем американских депозитарных акций (ADS).
Объем привлеченных посредством сделки средств составил 134 млн долл.
– 25% плюс одна акция уставного капитала компании.
Сама компания предложила к размещению 7480 тыс.
акций, еще 3140 тыс.
предложили акционеры.
Средства, привлеченные с помощью размещения ADS, компания планирует использовать для развития производства, приобретения новых предприятий2 .
Сегодня для большинства компаний значения коэффициента Тобина колеблются от 5 до 10.
Для наукоемких фирм этот коэффициент еще больше.
Так, в 1995 г., когда компания
IBM поглотила Lotus, заплатив за нее 3,5 млрд долл., материальные активы которой оценивались в 230 млн долл., коэффициент Тобина достиг 15,2.
Для отдельных компаний, действующих в сфере производства программного обеспечения и Интернет-технологий, коэффициент Тобина может достигать нескольких сотен.
Это означает, что в данных компаниях материальный капитал практически не принимает участия в создании стоимости, главный производственный фактор в них
интеллектуальный капитал.
В развитых странах в течение
1960–70-х годов среднее значение коэффициента Тобина изменялось мало, колеблясь между величинами 1 и 2.
С начала 1980-х годов наблюдается резкий рост этого коэффициента, который к началу XXI столетия достиг
ве1 Черныш М.
Россия держит марку // Со-общение.
2000, май.
№ 5.
2 См.: Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации.
/ Под ред.
А.Л.
Гапоненко, Т.М.
Орловой.
2003.
С.
49–58.


[стр.,54]

144 Безопасность Евразии Журнал Личной, Национальной и Коллективной Безопасности № 4–2004, октябрь–декабрь ЧЕЛОВЕК И СЕМЬЯ Программа Развития ООН.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации.
2004.
(Введение, главы 1–2, 6–8) «На пути к обществу, основанному на знаниях» личины 6–7.
При этом у высокотехнологичных и других наукоемких компаний его средняя величина еще выше.
Если цена компании существенно превосходит цену ее материальных активов, то это означает, что по
достоинству оценены ее нематериальные активы – талант персонала, эффективность управляющих систем, менеджмента и др.
Покупатель, таким образом, приобретает в основном не физические, а нематериальные активы.
Тенденции роста коэффициента Тобина проявляются и в российских успешно функционирующих компаниях.
Рассмотрим выборочные данные коэффициента Тобина по некоторым российским компаниям (табл.
7.1).
Таблица 7.1 Коэффициент Тобина крупных российских компаний Компания Активы, в млн руб.
Итоги 2002г.
Капитализация октябрь 2003г.
в млн руб.
Коэффициент Тобина Балтика 18505 45762 2,5 Вимм-Билль-Данн 6100 23760 3,9 Вымпелком 34686 95315 2,7 Норильский никель 221458 352944 1,6 Росбизнесконсалтинг 560 5550 9,9 Приморское морское пароходство 1067 2456 2,3 Северо-Западное пароходство 1613 869 0,5 Славнефть-Мегионнефтегаз 40946 41265 1,0 Сургутнефтегаз 529260 640667 1,2 Татнефть 139999 76254 0,5 Юкос 151136 805320 5,3 Лукойл 572564 558990 1,0 МГТС 23578 26666 1,1 Ростелеком 40949 43995 1,1 РАО ЕЭС России 341151 353250 1,0 Мосэнерго 119633 61651 0,5 Северсталь 55959 65650 1,2 Из табл.
7.1 видно, что ряд компаний, которые характеризуются высоким уровнем конкурентоспособности, использованием современных методов и технологий менеджмента, которые создали собственный дорогостоящий бренд, – имеют достаточно высокий коэффициент Тобина.
Это свидетельствует о том, что эти компании обладают значительным интеллектуальным капиталом.
Среди них Балтика, Вимм-Билль-Данн, Вымпелком, Норильский никель, Росбизнесконсалтинг, Приморское морское пароходство.
Основными факторами, формирующими интеллектуальный капитал Балтики, стали собственная система дистрибуции и устойчивый бренд, Вимм-Билль-Данна – устойчивый и популярный бренд и успешная стратегия развития.
Росбинескосалтинг – компания, которая занимается распространением, переработкой и сбором информации, поэтому она обладает в основном именно интеллектуальным капиталом.
Вымпелком действует в сфере телекоммуникаций и благодаря этому также имеет традиционно высокий коэффициент Тобина.
Коэффициенты Тобина транспортных компаний различаются; при этом, как правило, они выше у более успешных компаний.
Интересно сравнить величину коэффициента Тобина у российских нефтяных компаний.
Оставляя за скобками конфликты вокруг ЮКОСа, можно отметить, что в 2003 г.
капитализация именно ЮКОСа резко отличалась от капитализации других аналогичных компаний.
Это говорит о том, что именно интеллектуальный капитал в виде продуманного менеджмента, выхода на международный фондовый рынок, рациональной организационной структуры, эффективной системы работы с кадрами компании стал доминировать в ЮКОСе над физическим капиталом.
Этого нельзя сказать о многих других нефтяных компаниях России.
В 2003 г.
относительно низок был коэффициент Тобина у таких компаний, как МГТС и Ростелеком, хотя резервы роста этого индикатора в обеих компаниях значительны.
В табл.
7.2 приведены данные по некоторым российским компаниям с коэффициентом Тобина меньше единицы.
То, что коэффициент Тобина меньше единицы, говорит о том, что компания имеет отрицательную величину интеллектуального капитала.
Это означает, что уровень менеджмента, организационная структура компании, связи с потребителями таковы, что они не добавляют, а убавляют капитал компании.
Строго говоря, если сохраняется возможность продажи активов компании по ценам, которые зафиксированы в балансе, то такая компания в условиях свободного рынка подлежит ликвидации и продаже.
На практике этого не происходит по ряду причин.
Иногда просто не находится покупателя.
В других случаях власти препятствуют ликвидации компании и соответственно

[Back]