Проверяемый текст
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ООН. ДОКЛАД О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2004 (ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВЫ 1–2, 6–8) «НА ПУТИ К ОБЩЕСТВУ, ОСНОВАННОМУ НА ЗНАНИЯХ» Безопасность Евразии. 2004. № 4 (18). С. 91-163.
[стр. 111]

создавали благоприятные условия для непрерывного образования граждан.
Также важно, чтобы эти системы способствовали развитию творческого начала и гибкости в целях развития их способности постоянно адаптироваться к меняющимся требованиям экономики, а также содействовали международному признанию квалификаций и степеней, присужденных учебными заведениями в отдельных странах.
Экономика, основанная на знаниях, предъявляет более высокие требования к уровню квалификации рабочей силы.

В странах ОЭСР в последние годы растет доля работников с высшим образованием, равно как и экономическая отдача от высшего образования.
В
развитых странах доля взрослого населения, имеющего высшее образование, в период с 1975 по 2000 г.
возросла с 22 до 41 %, т.е.
почти
в два раза.
Но даже при таком значительном росте доля работников с высшим образованием оказывается недостаточной для удовлетворения растущего спроса на
них.
Дефицит покрывается импортом квалифицированных специалистов из страндоноров.
Возникает проблема так называемой утечки мозгов, которая обострилась для ряда стран-доноров, среди которых Россия.
(Впервые термин «утечка мозгов» был использован в Великобритании применительно к оттоку специалистов высокой квалификации, прежде всего в фундаментальной и прикладной науке, из Соединенного Королевства в США и Канаду.
Это противоречит распространенному мифу о том, что утечка мозгов —
проблема прежде всего менее развитых стран).
Особенно в приеме специалистов преуспели США.
Начиная с 1990-х годов более 1 млн специалистов из Азии, России и других стран переехали в США.
При этом 25% из них учились в качестве студентов в США.
Таким образом, высшее образование —
мощный источник пополнения квалифицированных кадров для Америки.
Если этот приток оценить в денежном выражении, то получится примерно 500 млрд долл.
сумма весьма значительная даже для такой масштабной экономики, как 111
[стр. 5]

95 Безопасность Евразии Журнал Личной, Национальной и Коллективной Безопасности № 4–2004, октябрь–декабрь ЧЕЛОВЕК И СЕМЬЯ Программа Развития ООН.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации.
2004.
(Введение, главы 1–2, 6–8) «На пути к обществу, основанному на знаниях» цикла привлекать значительные ресурсы.
Сегодня в развитых странах сформировались механизмы, позволяющие снизить риски путем их распределения между большим числом участников и таким образом сформировать «рынок знаний», который превращается в еще одну разновидность рынка, наряду с рынками капиталов, товаров, услуг и пр.
Образование – фундаментальный фактор развития экономики, основанной на знаниях.
В связи с этим тема образования красной нитью проходит через весь представленный доклад о развитии человеческого потенциала.
Хорошо образованные и умелые люди – это ключ к созданию, распространению и эффективному использованию знаний.
Экономика знаний требует наличия развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения.
Нужно, чтобы эти системы обеспечивали рост доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы, создавали благоприятные условия для непрерывного образования граждан с особым вниманием к творческому началу и гибкости в целях развития их способности постоянно адаптироваться к меняющимся требованиям общественного развития и экономики, основанной на знаниях.
Системы образования также должны содействовать международному признанию квалификаций и степеней, присужденных учебными заведениями в отдельных странах.
Экономика, основанная на знаниях, предъявляет более высокие требования к уровню квалификации рабочей силы.

Так, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в последние годы растет доля работников с высшим образованием, равно как и экономическая отдача от высшего образования.
В
этих странах доля взрослого населения, имеющего высшее образование, в период с 1975 по 2000 г.
возросла с 22 до 41%, т.
е.
почти
удвоилась.
Но даже при таком значительном росте доля работников с высшим образованием оказывается недостаточной для удовлетворения растущего спроса на
квалифицированных специалистов.
Второй аспект изменившихся потребностей в образовании и профессиональной подготовке – это короткий «жизненный цикл» знаний, навыков и профессий.
Как следствие этого, все более важными становятся непрерывность образования и регулярное обновление индивидуальных способностей и повышение квалификации.
В развитых странах традиционный подход, предполагающий обучение в течение отдельного и ограниченного периода времени для получения первой степени после окончания средней школы или для прохождения курса аспирантуры до начала профессиональной деятельности, постепенно заменяется моделью непрерывного образования.
Концепция «непрерывного обучения для всех», принятая в 1996 г.
министрами образования стран ОЭСР, исходит из нового видения политики в сфере образования и профессиональной подготовки как опоры для развития на основе знаний.
Все чаще ожидается, что выпускники вузов будут периодически возвращаться в систему высшего образования для того, чтобы приобретать, учиться применять, а также обновлять знания и навыки, необходимые им в профессиональной деятельности.
Непрерывное образование подразумевает обновление знаний и повышение образованности, которые необходимы для повышения уровня индивидуальной квалификации и для того, чтобы идти в ногу с внедрением новых продуктов и услуг.
Основные особенности экономики, основанной на знаниях, определяются тем, что она в значительной мере использует информационные ресурсы, которые обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов (техника, оборудование, природные ресурсы и т.
д.).
Сопоставление традиционных ресурсов с информационными показывает, что первые характеризуются, как правило, материальными потоками и запасами, в то время как для знаний и информации характерны нематериальные потоки и запасы.
Кроме того, знания увеличиваются, если они передаются, тиражируются и используются, и, наоборот, если знания не используются, то они уменьшаются и разрушаются.
Этим они отличаются от техники и оборудования, которые чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшая свою стоимость.
Традиционный ресурс обычно представляет собой частное благо, т.
е.
такое благо, потребление которого одним потребителем исключает его потребление другим потребителем.
Информационный ресурс чаще всего выступает как общественное благо, потребление которого одним потребителем не исключает его потребления другими.
Иначе говоря, знания, информация неотчуждаемы.
По мере того как современное производство расширяет использование знаний, информации, в него втягивается все большее количество общественных благ.
Эта фундаментальная характеристика современного мира заставляет по-новому осмыслить многие традиционные представления экономической теории и классические методы управления.
Традиционные ресурсы носят преимущественно ограниченный характер.
Информационные ресурсы, воспроизводимые людьми, неограниченны.
Ярким примером неограниченного информационного ресурса может служить Интернет.


[стр.,56]

146 Безопасность Евразии Журнал Личной, Национальной и Коллективной Безопасности № 4–2004, октябрь–декабрь ЧЕЛОВЕК И СЕМЬЯ Программа Развития ООН.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации.
2004.
(Введение, главы 1–2, 6–8) «На пути к обществу, основанному на знаниях» расходов на образование в России в ВВП достаточно оптимистичная.
Если тенденция увеличения данного показателя с начала 1990-х годов сохранится, то уже в обозримом будущем есть надежда приблизиться к передовым странам.
По еще одному показателю – количеству ученых и инженеров, занятых в сфере НИОКР (в расчете на 1 млн населения), – Россия находится в числе лидеров.
Этот показатель в 1996– 2000 гг.
составил в России 3 481 человек.
Больше это количество было только в Норвегии, Исландии, Швеции, Швейцарии, США, Японии, Финляндии и Сингапуре.
Эти страны в последние годы устойчиво ассоциируются с высоким уровнем интеллектуального капитала.
Однако в последние годы данный показатель в России уменьшается.
При этом относительно высокий уровень занятости в сфере НИОКР говорит не столько о высоком потенциале, сколько об инерционности движения кадров из сферы НИОКР в другие сферы.
Данные табл.
7.3 показывают, что пока Россия тратит неоправданно мало по сравнению с другими станами на образование и здравоохранение.
Эти данные дают основание говорить о позднем старте России в интеллектуальной гонке за лидерство по показателям интеллектуального капитала, и в первую очередь по показателям человеческого капитала.
Таблица 7.3 Общественные расходы на образование, здравоохранение и военные расходы, в % от ВВП Расходы Страна на образование на здравоохранение военные Норвегия 6,8 6,6 1,8 США 4,8 5,8 3,1 Израиль 7,3 8,3 7,7 Россия 4,4 3,8 3,8 Стратегия развития на основе знаний требует наличия развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения.
Необходимо, чтобы эти системы обеспечивали рост доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы, создавали благоприятные условия для непрерывного образования граждан.
Также важно, чтобы эти системы способствовали развитию творческого начала и гибкости в целях развития их способности постоянно адаптироваться к меняющимся требованиям экономики, а также содействовали международному признанию квалификаций и степеней, присужденных учебными заведениями в отдельных странах.
Экономика, основанная на знаниях, предъявляет более высокие требования к уровню квалификации рабочей силы.
В странах ОЭСР в последние годы растет доля работников с высшим образованием, равно как и экономическая отдача от высшего образования.
В развитых странах доля взрослого населения, имеющего высшее образование, в период с 1975 по 2000 г.
возросла с 22 до 41%, т.
е.
почти в два раза.
Но даже при таком значительном росте доля работников с высшим образованием оказывается недостаточной для удовлетворения растущего спроса на них.
Дефицит покрывается импортом квалифицированных специалистов из стран-доноров.
Возникает проблема так называемой утечки мозгов, которая обострилась для ряда страндоноров, среди которых Россия.
(Впервые термин «утечка мозгов» был использован в Великобритании применительно к оттоку специалистов высокой квалификации, прежде всего в фундаментальной и прикладной науке, из Соединенного Королевства в США и Канаду.
Это противоречит распространенному мифу о том, что утечка мозгов
проблема прежде всего менее развитых стран).
Особенно в приеме специалистов преуспели США.
Начиная с 1990-х годов более 1 млн специалистов из Азии, России и других стран переехали в США.
При этом 25% из них учились в качестве студентов в США.
Таким образом, высшее образование
мощный источник пополнения квалифицированных кадров для Америки.
Если этот приток оценить в денежном выражении, то получится примерно 500 млрд долл.

сумма весьма значительная даже для такой масштабной экономики, как американская.
Учитывая важность привлечения высококвалифицированной рабочей силы из-за рубежа, которая в ряде случаев обеспечивает синергетический эффект на основе кросскультурного взаимодействия, многие страны в последнее время стали применять в своей практике специальные меры, стимулирующие приток специалистов из-за рубежа.
Специальные программы по привлечению высококвалифицированных специалистов имеют Германия и Франция.
Даже Сингапур привлекает квалифицированных работников из Малайзии и Китая.
Пока что в России преобладает отток специалистов из страны и недостаточный приток квалифицированных специалистов (в том числе русскоязычных из стран СНГ).
Миграция из стран СНГ в Россию в основном касается представителей низкой квалификации: строителей, чернорабочих, работников сферы торговли.
В случае если в нашей стране удастся изменить

[Back]