Проверяемый текст
Жуковский, Владимир Петрович; Преемственность учебной деятельности в системе "школа - военный вуз" (Диссертация 1999)
[стр. 16]

Рассматривая деятельность человека в наиболее общем плане, М.С.Каган отмечает, что «деятельность охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, и духовные операции; и внешние, и внутренние процессы; деятельностью является работа мысли в такой же мере, как человеческое поведение» [73].
В общем плане деятельность определяется как сложная, иерархически построенная многоуровневая и динамически развивающаяся структура с большими возможностями переключения от уровня к уровню
[128, с.186].
На психологическом уровне деятельность определяется
А.Н.Леонтъевым как «единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире.
Иными словами, деятельность это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие»
[96].
Продолжая эту мысль, А.Н.Леонтьев определяет деятельность и через понятие «отношение»
(как взаимосвязь элементов внутри системы): «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е.
активное отношение субъекта к действительности, мы будем называть, в отличие от других процессов, процессами деятельности».
Однако полагаем справедливым утверждение А.Н.Леонтьева о том, что ограничение изучения деятельности внутренними психическими процессами и состояниями субъекта было бы односторонним.
Такой подход абстрагируется от того капитального факта, что деятельность в той или иной ее
форме входит в самый процесс психического отражения, в само содержание этого процесса его порождение [97, с.91; 98, с.49].
В понимаемой таким образом человеческой деятельности различают объективные и субъективные, внешние и внутренние составные части.
Подобное противопоставление весьма относительно.
Со временем объективные части деятельности могут превратиться в субъективные, а внутренние экстериоризовываться, опредметиться.
Следовательно,
психо16
[стр. 110]

держания».
В ее структуре выделяются эзотерический аспект, т.е.
конституирующие элементы любой деятельности (интересы, потребности, цели, средства, продукт, результат), и экзотерический аспект, т.е.
типы деятельности в зависимости от характера взаимоотношений субъекта и объекта.
К ней относится деятельность практическо-преобразовательная с подсистемами предметнотрудовой и социально-преобразующей, деятельность общения, духовнооценочная и деятельность по художественному освоению мира [149].
Рассматривая деятельность человека в наиболее общем плане, М С.Каган отмечает, что «деятельность охватывает и
матери&тьш>практические, и интеллектуальные, и духовные операции; и внешние, и внутренние процессы; деятельностью является работа мысли в такой же мере, как человеческое поведение» [143].
В общем плане, деятельность определяется как сложная, иерархически построенная многоуровневая и динамически развивающаяся структура с большими возможностями переключения от уровня к уровню
[248, с.
186].
На психологическом уровне деятельность определяется
А.Н.Леонтьевым как «единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире.
Иными словами, деятельность это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и.
превращения, свое развитие»
[189].
Продолжая эту мысль, А.Н.Леонтьев определяет' деятельность и через понятие «отношение»
Скак взаимосвязь элементов внутри системы) (курсив наш В.Ж.): «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е.
активное отношение субъекта к действительности, мы будем называть, в отличие от других процессов, процессами деятельности».
Однако полагаем справедливым утверждение А.Н.Леонтьева о том, что ограничение изучения деятельности внутренними психическими процессами и состояниями субъекта было бы односторонним.
Такой подход абстрагируется от того капитального факта, что деятельность в той или иной ее


[стр.,111]

форме входит в самый процесс психического отражения, в само содержание этого процесса его порождение [190, с.91; 191, с.49].
В понимаемой таким образом человеческой деятельности различают объективные и субъективные, внешние и внутренние составные части.
Подобное противопоставление весьма относительно.
Со временем объективные части деятельности могут превратиться в субъективные, а внутренние экстериоризовываться, опредметиться.
Следовательно,
психологический анализ деятельности должен включать наряду с внутренними, внешние, предметные действия субъекта.
Только в этом смысле подобный анализ может считаться завершенным.
Аналогичный подход был предложен Б.Ф.Ломовым, который отмечал, что любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны, и они связаны между собой неразрывно.
По мнению Б.Ф.Ломова, «разделение деятельностей на внешние и внутренние это искусственное разделение.
Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а вну тренний процесс так или иначе проявляется вовне» [197, с.3-22].
Другими словами, внешняя практическая деятельность интериоризуется, приобретает форму внутренней деятельности.
Однако, приняв форму психического и став относительно самостоятельной, она не перестает быть деятельностью, т.е.
процессами, направленными на решение жизненных задач [313, с.25].
Процесс сознания и внешняя деятельность это, по мнению А.Н.Леонтьева, две формы единого деятельности, при этом одна из этих форм есть порождение второй; ее дериват [191, с.313].
Указывая на формы проявления деятельности, А.Н.Леонтьев отмечает: «Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действий или цепи действий1.
Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность в учебных действиях, деятельность общения в действиях (актах) общения и т.д.
Если из деятельно* Под «сасйствиом» АН.Леонтьев понимает процесс, подчиненный представлению о том рюулътате, который должен быть достигнут, т.с.
процесс, подчиненный созкггсльной «ели (см.: Леонтьев АН.
Проблема деятельности в психологии// Вопросы философии.
1972.
Ш .
-С.104).

[Back]