Проверяемый текст
Жуковский, Владимир Петрович; Преемственность учебной деятельности в системе "школа - военный вуз" (Диссертация 1999)
[стр. 21]

21 Опыта учащегося составляет продукт деятельности учения.
В данном случае центральное значение имеют изменения, происходящие в самом ученике, изменения не только в уровне обученности (запасе знаний, навыков и умений), но и в уровне
сформированности сторон его деятельности.
Деятельность, как и любой другой психологический феномен, имеет свою структуру.
Поэтому далее представляется необходимым коротко остановиться на исследовании вопросов, связанных со структурой человеческой деятельности в целом и учебной, в частности.
Психологический анализ деятельности, широко представленный в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
[26, с.67-83; 50, с.10-21; 53; 75; 104], показал, что мнения ученых относительно структуры деятельности далеко неоднозначны.
Однако, несмотря на некоторую разницу взглядов, за основу, как наиболее общая и всеобъемлющая, берется структура деятельности, предложенная К.К.Платоновым
и М.И.Дьяченко: цель мотив способ результат [137,0.151].
Такова общая структура любой деятельности субъекта.
Описание любого процесса как деятельности предполагает выделение в нем всех отмеченных компонентов и задание им специфического содержания в соответствии с направленностью деятельности.
«Только в том случае, писал Л.С,Выготский,если мы сумеем анализ, разлагающий единство на элементы, заменить анализом, расчленяющим сложные единства на относительно простые единицы далее не разложимые и представляющие в наипростейшем виде единства, присущие целому, только в этом случае мы можем надеяться на то, что наш анализ приведет нас к удовлетворительному решению задачи»
[40, с.471].
СЛ.Рубинштейн, обосновывая выбор действия как единицы анализа деятельности, писал: «...
нужно найти ту «клеточку» или «ячейку», в которой можно вскрыть зачатки психологии в их единстве».
«Такой клеточкой, продолжал он, является любое действие,
как единица его деятельности».
Будучи
[стр. 115]

115 В.С.Безрукова определяет учебную деятельность как «особый вид активной деятельности учащихся, который направлен на самоизмснсние, на преобразование учащимися самих себя как субъектов обучения» [32, с.60].
Достаточно полным пониманием учебной деятельности в современных исследованиях является, на наш взгляд, определение В.Я.Ляудис: «Учебная деятельность это деятельность по преобразованию действительности, по самоизменению и саморазвитию субъекта учения, предметом учебной деятельности является опыт учащегося, который преобразуется в учении путем присвоения элементов социального опыта» [205, с.35].
На наш взгляд, следует отметить, что учебная деятельность обучаемых осуществляется как познавательная, поскольку ее результатом является новое (для данного индивида) знание, новые (для него) навыки и умения.
Именно в учебной деятельности каждого нового поколения формируются потребности в новых знаниях, познании, мотивы и навыки исследовательской работы, вклю# чающие представителей новых поколений в общественно-исторический процесс познания.
В учении обучаемый работает с объектами и знаниями о них, задаваемыми в ходе процесса обучения.
Поэтому предметом деятельности учения считается именно социальный опыт знаний и действий.
Ввиду субъективной направленности учебной деятельности ее предметом является опыт субъекта, который в процессе деятельности корректируется, образуя вокруг себя постоянно увеличивающ ееся образовательное поле путем получения новых и преобразования старых знаний и умений в системы прежнего опыта.
При этом усвоенный ф фрагмент социального опыта и изменение за счет этого прежнего опыта учащ егося составляет продукт деятельности учения.
В данном случае центральное значение имеют изменения, происходящие в самом ученике, изменения не только в уровне обученности (запасе знаний, навыков и умений), но и в уровне
сформированное™ сторон его деятельности [205.


[стр.,116]

В нашем исследовании определение В.Я.Ляудис примем за базовое, надстраивая «элементы социального опыта» на содержания общеобразовательной подготовки обучаемых в школе и в военном вузе.
Системно-структурный подход полагает, что деятельность, как и любой другой психологический феномен, имеет свою структуру.
Поэтому далее представляется необходимым коротко остановиться на исследовании вопросов, связанных со структурой человеческой деятельности в целом и учебной, в частности.
Психологический анализ деятельности, широко представленный в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
[47, с.67-83; 91, с.
10-21; 97; 147; 199], показал, что мнения ученых относительно структуры деятельности далеко неоднозначны.
Однако, несмотря на некоторую разницу взглядов, за основу, как наиболее общая и всеобъемлющая, берется структура деятельности, предложенная К.К.Платоновым:
цель мот ив способ результат [264, с.
151].
Такова общая структура любой деятельности субъекта.
Описание любого процесса как деятельности предполагает выделение в нем всех отмеченных компонентов и задание им специфического содержания в соответствии с направленностью деятельности.
«Только в том случае,писал Л.С.Выготский,если мы сумеем анализ, разлагающий единство на элементы, заменить анализом, расчленяющим сложные единства на относительно простые единицы далее не разложимые и представляющие в наипростейшем виде единства, присущие целому, только в этом случае мы можем надеяться на то, что наш анализ приведет нас к удовлетворительному решению задачи»
[70, с.471].
В исследованиях А.Н.Леонтьева проводится фундаментальный психологоморфологический анализ структуры человеческой деятельности.
Автор исходит из того, что «в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь, в ее высших, опосредованных психическим отражением проявлениях» выделяют, во-первых, отдельные (особенные) деятельности по крите

[стр.,117]

рию побуждающих их мотивов.
Во-вторых, выделяются действия-процессы, подчиняющиеся сознательным целям.
Наконец, в-третьих,это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.
Эти единицы человеческой деятельности и образуют ес макроструктуру.
Автор в качестве единицы, которая сохраняет особенности деятельности в целом, выделяет действие.
По мнению А.Н.Леонтъева, действие имеет ту же структуру, что и деятельность: цель, мотив, объект, на который оно направлено, определенный набор операций, реализующих действие, образец, по которому оно совершается субъектом.
Действие, как и деятельность, субъектно, т е.
принадлежит субъекту-, всегда выступав!' как активность конкретной личности 1189].
Этой же точки зрения придерживается в своих работах С.Л.Рубинштейн, который, обосновывая выбор действия как единицы анализа деятельности, писал: «...
Нужно найти ту «клеточку» или «ячейку», в которой можно вскрыть зачатки психологии в их единстве».
«Такой клеточкой, продолжал он,является любое действие
(курсив наш -В.Ж .), как единица его деятельности».
Будучи актом теоретической и практической деятельности, «действие как «единица» деятельности...это акт, который исходит из определенных мотивов и направлен на определенную Цель; учитывая условия, в которых эта цель достигается, действие выступает как решение встающей перед индивидом задачи» [291,с.173-174].
Исходя из общепсихологического понимания деятельности, каждая деятельность включает предмет преобразования, продукт преобразования («предмет потребности» субъекта деятельности.), средства, акты преобразования предмета в продукт, которые ПЛ.Гальперин называл исполнительными действиями (операциями) или исполнительной частью действия [73].
Обязательным компонентом любой деятельности является программа (план) деятельности, которая отражает в себе предмет, продукт, средства и исполнительные акты деятельности.
Указанные акты называются П.Я.Гальпериным ориентировочными действиями или, по C.J1.Рубинштейну, планирующими действиями

[Back]