Проверяемый текст
Четвертакова, Валентина Петровна; Цена как фактор экономического роста и развития современного АПК (Диссертация 2003)
[стр. 51]

тарифы, субсидии и т.п., но им придана роль дополнения рыночного механизма регулирования.
В то же время и в условиях государственного социализма
цены на так называемых «колхозных рынках», где шла розничная торговля сельскохозяйственными продуктами питания, устанавливались на основе спроса и предложения, применялись договорные цены при строительстве индивидуального жилья и строительстве производственных объектов в сельской местности силами наемных бригад со стороны.
Тем не менее подавляющая часть продукции сельскохозяйственных предприятий реализовывалась через заготовительные организации по государственным ценам.
Так, в
1993 году через данный канал в РФ реализовалось 62,3% зерна, 84,7% масличных культур, 82,2 % скота и птицы, 92,2% пищевых яиц, 97,7 % молока и молокопродуктов.
В то же время, 47,3 % картофеля, реализованного сельскохозяйственными предприятиями в
1993 г., шло по другим каналам на рынке, через собственную торговую сеть — 18,6 %, потребкооперации — 16,0 %, населению (включая общепит и натуроплату) — 11,6 %, по бартеру — 1,1 %.
Через последние каналы реализовывалось достаточно много зерна: в
1993 г населению (включая общепит и натуроплату) было его продано 22,0 %, на рынке, через собственную торговую сеть — 13,8 %, по бартеру и потребкооперации — 1,9 %, Тем не менее, государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию имели главенствующую роль и во многом определяли цены по другим каналам реализации.
Поскольку в начале 90-х гг.
в России существовал хорошо развитый рынок, то неправомерно было реформы, начавшиеся с 1992 г, называть «переходом к рынку», «переходом к рыночным отношениям», «переходом к рыночной экономике».

На самом деле в России в 1992 г был осуществлен переход от преимущественно государственного регулирования цен к рыночному механизму саморегулирования.
Законодательной основой для реформирования системы ценообразования в России послужил Указ
[стр. 113]

112 банковского процента, квоты, тарифы, субсидии и т.п., но им придана роль дополнения рыночного механизма регулирования.
В то же время и в условиях государственного социализма
на так называемых «колхозных рынках», где шла розничная торговля сельскохозяйственными продуктами питания, цены устанавливались на основе спроса и предложения, применялись договорные цены при строительстве индивидуального жилья и строительстве производственных объектов в сельской местности силами наемных бригад со стороны.
Тем не менее подавляющая часть продукции сельскохозяйственных предприятий реализовывалась через заготовительные организации по государственным ценам.
Так, в
1991 г.
через данный канал в РФ реализовывалось 62,3 % зерна, 84,7 % масличных культур, 82,2 % скота и птицы, 92,2% пищевых яиц, 97,7% молока и молоколродуктов (табл.
1).
В то же время, 47,3 % картофеля, реализованного сельскохозяйственными предприятиями в
1991 г., шло по другим каналам: на рынке, через собственную торговую сеть 18,6 %, потребкооперации 16,0 %, населению (включая общепит и натуроплату 11,6 %, по бартеру 1,1 %.
Через последние каналы реализовывалось достаточно много зерна: в
1991 г.
населению (включая общепит и натуроплату) было его продано 22,0 %, на рынке, через собственную торговую сеть 13,8 %, по бартеру и потребкооперации 1,9 %.
Тем не менее государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию имели главенствующую роль и во многом определяли цены,
устанавливаемые при реализации по другим каналам.
Поскольку в начале 90-х гг.
в России существовал хорошо развитый рынок, то не правомерно было реформы, начавшиеся с 1992 г., называть «переходом к рынку», «переходом к рыночным отношениям», «переходом к рыночной экономике».

Более точно в России в 1992 г.
был осуществлен переход от преимущественно государственного регулирования цен к рыночному механизму саморегулирования.


[стр.,115]

114 Законодательной основой для реформирования системы ценообразования в России послужил Указ Президента Российской Федерации Б.Н.
Ельцина от 3 декабря 1991 г.
№ 297 «О мерах по либерализации цен», где была поставлена задача перехода к применению цен и тарифов на продукцию производственнотехнического назначения, товары народного потребления, работы и услуги, в том числе и государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, складывающиеся под влиянием спроса и предложения.
Хотя при этом предусматривалось сохранение регулируемых цен на ряд базовых видов продукции, но исполнить это было уже невозможно.
Неподготовленный и поспешный перевод цен из государственнорегулируемых в саморегулируемые рыночным механизмом в первый же год (1992 г.) привел к инфляции более 1000 %, существенному нарушению ценовых пропорций н дальнейшему углублению ценового диспаритета на различные виды продукции, небывалому 6-летнему кризису практически всех отраслей народного хозяйства, существенному разрушению материально-технической базы производства.
При этом государственные закупки сельскохозяйственной продукции отходят на второй план, а по большинству видов полностью устраняются.
Снижается роль и заготовительных организации.
Так, реализация им продукции сельскохозяйственных предприятий с 1991 по 1999 г.
уменьшилась по скоту и птице (в живой массе) с 82,2 до 40,9 %, по картофелю с 52,7 до 23,5 %, по зерну с 62,3 до 18,6 %, по семенам масличных культур с 84,7 до 7,5 % (см.
табл.
1).
Государственное регулирование цен не создавало у предприятий монополистов весомых стимулов к улучшению эксплуатационных характеристик выпускаемых машин, изделий и снижению производственных издержек на их изготовление.
Вместе с тем оно обеспечивало поддержание рациональных ценовых пропорций между различными отраслями, не позволяя монополистам трансформировать цены в свою пользу.

[Back]