Проверяемый текст
Дякина, Юлия Владимировна; Человеческий капитал как фактор экономического роста в условиях современной России (Диссертация 2004)
[стр. 132]

возникновение зависимости от экспорта сырья и топлива и преимущественное финансирование отраслей, связанных с их добычей, хотя в промышленно развитых странах примерно 40% ВВП создается на базе знаний, а успех национальной экономики определяется со эффективностью в воспроизводстве знаний и информации; -деградирующие тенденции в развитии наукоемких отраслей, снижение результативности науки и степени отдачи от нее.
На основе анализа статистических даттных и ситуации в здравоохранении, образовании, положении домохозяйств можно сделать вывод, что в период трансформационных изменений в экономике России сложилась ситуация в основном неблагоприятная для развития процессов расширенного воспроизводства человеческого капитала.
В частности, ухудшилось качество образования, здравоохранения, уровень благосостояния домохозяйств.
Продолжительность жизни снизилась с 68,93 лет в 1970 году до 66,6 лет в 1997 году и составляла от среднего уровня в промышленно развитых странах соответственно 96,2% и 85,7%.
С 1989 года по 1996 год ожидаемая продолжительность жизни мужчин уменьшилась более чем на 4 года и составила 60 лет, что на 2 года меньше среднего показателя даже
дая развивающихся саран.
В 2003 году ожидаемая продолжительность жизни для российских мужчин составила 59 лет и 72 го д а-д л я женщин, что является одним из самых широких разрывов (по признаку пола) в мире.
При этом ожидаемая продолжительность жизни мужчин снизилась с 70 лет в середине 1980-х годов на 11 лет и фактически остается на одном и том же низком уровне на протяжении ряда лет (см.
табл.
10.).
[стр. 95]

Как видно, российскому образованию удалось пережить пик экономического кризиса с относительно небольшими потерями и даже добиться существенных улучшений на некоторых направлениях.
Однако переход к преимущественно платному высшему образованию представляет собою угрозу не только принципу социальной справедливости (что» впрочем, тоже важно, поскольку влияет на легитимность экономического устройства в глазах граждан и повышает уровень инвестиционного риска), но и снижает способность экономики к наиболее эффективному использованию человеческого потенциала детей из малообеспеченных социальных слоев.
Новый Ломоносов в этих условиях может не получить доступа к хорошему образованию, и от этого проиграет не только он сам, но и всё общество в целом.
В област и здравоохранения сложилась менее противоречивая ситуация, поскольку результаты рыночных трансформаций в этой сфере можно смело трактовать как преимущественно негативные.
Продолжительность жизни в России снизилась с 68,7 лет в 1970 году до 66.6 лег в 1997 году и составляла от среднего уровня в промышленно развитых странах соответственно 96,2% и 85,7%.
С 1989 года по 1996 год ожидаемая продолжительность жизни мужчин уменьшилась более чем на 4 года и составила 60 лет, что на 2 года меньше среднего показателя даже
для развивающихся стран.
Коэффициент младенческой смертности был в 1970 году выше, чем в среднем в промышленно развитых странах, в 1,5 раза, в 1997 —в 3,3 раза, детская смертность соответственно в 1,5 и 3,6 раза1.
Начавшийся экономический рост и едва заметное улучшение финансирования здравоохранения привели к позитивной динамике некоторых показателей здоровья.
С 1999 по 2002 гг.
на 18 % выросла рождаемость, на 21% снизилась младенческая смертность.
Однако за эти же три года общая смертность населения увеличилась на 10 %.
Продолжала снижаться и ожи1См.: Биктимирова 3.
Прогноз уровня жизни населения России в 2001-2010 гг.// ЭКО.
2001.
-Ж7.
-С.61.
95

[Back]