Проверяемый текст
Дякина, Юлия Владимировна; Человеческий капитал как фактор экономического роста в условиях современной России (Диссертация 2004)
[стр. 95]

экономических, трансформаций.
При этом инвестиции в приобретение образования по новым специальностям, пользующимся высоким спросом на рынке труда, могут быть высокоэффективны.

Единственное достоверно зафиксированное исследованиями преимущество более образованных работников на российском рынке труда их мобильность и готовность гибко реагировать на изменение конъюнктуры, чтобы выбраться из бедности.
Семьи, где образование главы семьи среднее и ниже, часто являются постоянно бедными (более года).
Семьи, где глава семьи имеет университетское образование, чаще являются постоянно богатыми (находятся в верхней доходной
группе)1.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что частные нормы отдачи инвестиций в человеческий капитал (а, значит, и польза, получаемая работником от собственного образования) за десятилетие реформ, по меньшей мере, не выросли.
Причины этого, и возможные способы преодоления препятствий к повышению частных норм отдачи будут более подробно рассмотрены нами в следующем параграфе.

Во многих развитых странах все острее встает проблема «сверхобразованности».
возникающая тогда, когда занимаемое человеком рабочее место требует существенно меньшего уровня образования, чем реально полученный.
В начале
]990-х годов в Голландии к числу «нереобразованных» относились 24% работников, в Испании 15%, в Португалии 33%, в Великобритании 13%, и в США 33%2.
Тем не менее, было бы чрезмерным упрощением делать вывод о бессмысленно потраченных на обучение времени и деньгах «переобразованных» работников.
Переход к рассмотрению общественной (социальной) нормы отдачи инвестиций в образование вызывает более существенные затруднения.
*С.м.: Зверева, Н.
Семьи и воспроизводство человеческого капитала// Вестник МГУ.
Серия
б.
Экономика.
-1998.
№5.
С.31-42.
2См.: Hartog J.
Human Capital as an Instrument of Analysis for the Economics of Education// European Journal of Education.
2000.
№ 1.
P.
7 22.
[стр. 63]

определяемых оптимизацией соотношения затрат и результатов, оно может стать важнейшей причиной структурной безработицы”1.
В самом деле, рост предложения на рынке труда со стороны лиц с высшим образованием при отсутствии соответствующего увеличения предложения рабочих мест, требующих такого образования, неизбежно приводит к снижению предлагаемой специалистам заработной платы.
Так, во многих странах Европы во второй половине XX века было зафиксировано снижение нормы отдачи индивидуальных инвестиций в приобретение высшего образования.
Например, в Голландии в период с 1962 по 1992 год количество специалистов с высшим образованием выросло в 5 раз, а норма отдачи от инвестиций такого рода снизилась почти вдвое с 13% до 7%2.
Иногда следствием подобного развития событий является уменьшение количества студентов, как это произошло в Швеции в 1980-х годах3.
Во многих развитых странах всё острее встаёт проблема «сверхобразованности», возникающая тогда, когда занимаемое человеком рабочее место требует существенно меньшего уровня образования, чем реально полученный.
В начале
1990-х годов в Голландии к числу «переобразованных» относились 24% работников, в Испании 15%, в Португалии 33%, в Великобритании 13%, и в США 33%4.
Тем не менее, было бы чрезмерным 1Шумпетер Й.
Капитализм, социализм и демократия.
М.: Экономика, 1995.
С.209210.
2 См.: Hartog J., Oosterbeek Н., Teulings С.
Age, wages and education in The Netherlands, LabourMarkets in an Ageing Europe.
London: CEPR, 1993.
P.
184 211.
3Cm.: Edin P., Holmlund B.
The Swedish wage structure: the rise and fall of solidarity wage policy?// NBER working paper.
-1993.
№ 4257.
Однако так происходит не всегда.
Преимущества, получаемые индивидом от образования, не сводятся полностью к увеличению заработка.
Образование, расширяя общий и профессиональный кругозор, предоставляет человеку возможность лучше ориентироваться в самой разнообразной информации, а в том случае, когда речь идёт об образовании, превышающем средний уровень данного общества, положительно влияет на его социальный статус в восприятии окружающих.
4 См.: Hartog J.
Human Capital as an Instrument of Analysis for the Economics of Education// European Journal of Education.
2000.
№ 1.
P.
7 22.

63

[стр.,90]

Выдвигаются несколько гипотез, объясняющих относительно низкие нормы отдачи от инвестиций в человеческий капитал в современной России.
Так, в соответствии с одпой из них считается, что в результате больших инвестиций в образование, характерных для советской системы, в России возникло перенакопление «капитала образования», избыточное предложение которого и стало причиной относительно низкой отдачи человеческого капитала.
Согласно другой гипотезе, низкую отдачу даст именно «старый» человеческий капитал, накопленный в дореформенный период и обесценившийся в процессе радикальных экономических трансформаций.
При этом инвестиции в приобретение образования по новым специальностям, пользующимся высоким спросом на рынке труда, могут быть высоко эффективны.

Согласно выводам Д.Нестеровой и К.Сабирьяновой, факторы образования и профессионального опыта объясняют не более 10% вариации в оплате труда при анализе общероссийской выборки, в то время как эффекты фирмы и межрегиональных различий объясняют более 40% вариации.
В современной России характеристики предприятий, на которых заняты индивиды и характеристики регионов, в которых они проживают, оказываются более существенными детерминантами заработной платы, чем накопленный работниками человеческий капитал1.
Единственное достоверно зафиксированное исследованиями преимущество более образованных работников на российском рынке труда их мобильность и готовность гибко реагировать на изменение конъюнктуры, чтобы выбраться из бедности.
Семьи, где образование главы семьи среднее и ниже, часто являются постоянно бедными (более года).
Семьи, где глава семьи имеет университетское образование, чаще являются постоянно богатыми (находятся в верхней доходной
группе)2.
( См.: НестероваД., Сабирьянова К.
Указ.
соч.
С.17 35.
7 Зверева, Н.
Семья и воспроизводство человеческого капитала;'/ Вестник МГУ.
Серия
6.
Экономика.
1998.
№5.
С.31-42.
90

[стр.,91]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что частные нормы отдачи инвестиций в человеческий капитал (а, значит, и польза, получаемая работником от собственного образования) за десятилетие реформ, по меньшей мере, не в ы р о с л и .
Причины этого, и возможные способы преодоления препятствий к повышению частных норм отдачи будут более подробно рассмотрены нами в следующем параграфе.

Анализ положепия дел в отраслях производства человеческого капитала, несколько затруднёп тем обстоятельством, что в период экономического спада и сокращения бюджетного финансирования довольно сложно выделить, какие изменения в образовании и здравоохранении вызваны институциональными трансформациями, а какие спровоцированы нехваткой бюджетных ассигнований.
Между тем, именно этот вопрос наиболее интересен, поскольку восстановление объёма бюджетного финансирования этих областей до уровня конца 80-х годов представляется достаточно реальным и даже неизбежным при продолжении в течение ближайших нескольких лет экономического роста.
Однако неочевидно, что увеличение финансирования, само по себе, способно создать условия для эффективной реализации созданного человеческого капитала в отечественной экономике.
Глубочайший экономический спад 1990-х годов, приведший к двукратному снижению уровня благосостояния основной массы населения в сравнении с концом 1980-х годов, повлёк за собою также сокращение абсолютных показателей бюджетного финансирования образования и здравоохранения.
Как видно из таблицы 3, в 1990-х тт.
доля бюджетных расходов на образование вВВП составляла в среднем около 3,5%.
Государственные расходы на образование составили в 1999 год)' 49% от уровня расходов 1991 года в сопоставимых ценах1.
В 1989 год}' расходы государства на одного учащегося в расчёте на год 1Клячко Т., Рождественская И.
Указ.
соч.
С.
35.
91

[Back]