Проверяемый текст
Эзиешвили, Эка Эдвардиевна; Психологические детерминанты адаптации студентов к процессу обучения в вузе (Диссертация 2005)
[стр. 35]

Смирнов, В.В.
Петухов).
Так В.П.
Зинченко выделяет бытийное сознание, включающее в себя опыт движений, действий и чувственные образы, и рефлективное сознание, объединяющее в себе значения и смыслы, В работах других авторов имеет место выделение сенсорно-перцептивного (С.Д.
Смирнов), представленческого (В.В.
Петухов) и семантического (Е.Ю.
Артемьева) уровней образа мира.
Устойчивость образа мира и его личностная обусловленность во многом определяются тем, что эмоции, аффекты, устремления существуют в человеке стойко потому, что они выступают как системы неосознаваемых психологических установок, именно это обеспечивает единство личности и последовательность ее поведения.
Г.А.
Берулава отмечает, что построение образа ситуации, познаваемой реальности будет актуализацией имеющегося у субъекта определенного «образа мира» и лишь потом процессом абстрагирования и моделирования.
От сложившегося «образа мира» будет зависеть, какие элементы ситуации будут приняты
субъектом во внимание, а какие будут проигнорированы им.
Таким образом, понимание
ситуации выступает как духовная сторона любой человеческой деятельности, в которой переживается и осмысливается его меняющаяся и переходящая уникальность.
Многообразие процедур понимания определяется многогранностью человеческого бытия,
разнообразием человеческой деятельности.
Это когнитивный акт постижения смысла, выходящего за рамки научного познания
(2002).
Рассматривая процесс понимания ситуации, необходимо отметить неразрывную связь познавательных процессов с эмоциональной сферой личности.
Эмоции оказывают непосредственное влияние на протекание всех познавательных процессов.
Необходимыми и достаточными факторами положительных эмоций в функционировании познавательных процессов
многие авторы выделяют потребность и вероятность ее удовлетворения.
Положительные эмоции, компенсаторная функция которых реализуется через влияние на потребность, инициируют поведение субъекта.
Эмоции возникают вслед за актуализацией мотива и инициируют поведение до
35
[стр. 30]

деятельности.
Стиль индивидуальности это реальный стиль деятельности, выбираемый в значительной степени бессознательно.
В дальнейшем стиль индивидуальности может осознаваться и изменяться в соответствии с объективной реальностью, но изменение возможно лишь через изменение самой индивидуальности.
Практика показывает, что если стилю обучают без изменения индивидуальности, то он отвергается личностью, как инородный.
Человек может заниматься различными видами деятельности, но поведение его при этом будет оставаться универсальным, узнаваемым, предсказуемым.
Деятельность и поведение неразрывны в любом акте проявления человеческой активности, а поведение придает любому виду деятельности личностный и индивидуальный оттенок.
Для понимания психологического содержания понятия «стиль индивидуальности» важным является признание того факта, что психическая активность субъекта является континуальногенетической, то есть функционирует как процесс непрерывно и никогда полностью не запрограммирована.
Г.А.
1>ерулава отмечает, что невозможность проявления человеческой активности в соответствии со стилем индивидуальности приводит к напряженности потребностей и психологическому дискомфорту.
Невозможность реализовать свой стиль индивидуальности не осознается субъектом, что приводит к усилению тревожности и снижению порога фрустрации.
Автором когнитивный стиль рассматривается как функциональная составляющая стиля индивидуальности, исходящая из потребности в понимании и осмыслении окружающей действительности (когнитивной потребности).
Построение образа ситуации, познаваемой реальности будет актуализацией имеющегося у субъекта определенного «образа мира» и лишь потом процессом абстрагирования и моделирования.
От сложившегося «образа мира» будет зависеть, какие элементы ситуации будут приняты
30

[стр.,31]

субъектом во внимание, а какие будут проигнорированы им.
Таким образом, понимание
выступает как духовная сторона любой человеческой деятельности, в которой переживается и осмысливается его меняющаяся и переходящая уникальность.
Многообразие процедур понимания определяется многогранностью человеческого бытия,
миоголикостью человеческой деятельности.
Это когнитивный акт постижения смысла, выходящего за рамки научного познания.

Говоря о процессе понимания, необходимо отметить неразрывную связь познавательных процессов с эмоциональной сферой личности.
Эмоции оказывают непосредственное влияние на протекание всех познавательных процессов.
Необходимыми и достаточными факторами положительных эмоций в функционировании познавательных процессов
выделяют потребность и вероятность ее удовлетворения.
Положительные эмоции, компенсаторная функция которых реализуется через влияние на потребность, инициируют поведение субъекта.
Эмоции возникают вслед за актуализацией мотива и инициируют поведение до
рациональной оценки субъектом своей деятельности.
Отмечается, что в трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает эмоциональную возбудимость, которая усиливает потребность в достижении цели.
Отсюда, важным аспектом в познавательном функционировании является диагностика и учет эмоциональной насыщенности процесса понимания.
Наличие такой взаимосвязи между эмоциями и процессом познания указывает на то, что исследование стилевых характеристик познавательной деятельности невозможно без учета мотивационно-смысловых составляющих субъекта, особенно в образовательном пространстве.
Выделенный Г.А.
Берулава (1995) стиль индивидуальности «дифференциальность-ингегральность» объединяет в себе три параметра: 1) обобщенность «образа мира»; 2) эмоциональную насыщенность «образа мира»;

[Back]