система многообразных знаний субъекта о себе, имеющих разную степень осознанности, дифференцированное™, обобщенности, функционирующих в неразрывном единстве. Я-концепция рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер. Анализ самооценки как особого психологического конструкта, позволил сделать следующие обобщения: результатом самооценки является констатация некоторых своих качеств, сопоставление этих качеств с некоторым эталоном, определенное эмоционально-чувственное отношение к себе; для изучения самооценки большое значение имеют средства самооценки. В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие параметры как ценностные ориентации и идеалы личности, мировоззрение, уровень притязаний, «Я-концепция», требования, предъявляемые коллективом; в самооценке выделяют следующие операции: самопознание как построение образа «Я-реальное», сопоставление оцениваемого качества со стандартом, каузальная атрибуция результата сопоставления, реакция отношения на достигнутый результат. В самооценке присутствуют два типа фундаментальных операций сопоставление и самоотношение. В основе самоотношения лежит самоприятие, самодовольство и недовольство собой. 2.2. Мотивация как фактор эффективного функционирования индивидуальности Психика человека обнаруживает закономерную тенденцию к содержательному и динамическому соответствию мотивационной системы взаимодействия человека с действительностью. В функционировании индивидуальности как целостной автономной системы важное значение имеет вопрос о том, как меняется содержательно |
Как особый психологический феномен самооценка является условием и средством формирования таких итоговых продуктов самосознания, как «образ-Я» и «Я-концепция». Образ-Я есть система многообразных знаний субъекта о себе, имеющих разную степень осознанности, обобщенности, дифференцированное™, функционирующих в неразрывном единстве (Р.Бернс, М.И.Лисина, 1986). Я-концепция рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, имеющая динамический характер; в Я-концепции исследователи видят константный компонент самосознания, определяющий общее самочувствие личности (Р.Бернс, К.Роджерс, 1986). Отражение в Я-концепции интегрированных знаний субъекта о себе позволяет ему ощущать собственную определенность, самотождественность и целостность. Я-концепция детерминирует не только восприятие субъектом разных сторон собственной личности, но и окружающего мира. Самооценка выступает в качестве санкционирующего механизма Я-концепции, обеспечивающего иерархитизацию знаний человека о себе. Р. Бернс отмечал, что в более узком смысле Я-концепция и есть самооценка. Он представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Её вершину составляет глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это чувство собственной преемственности, неповторимости. Основываясь на том, что образ-Я и самооценка образуют неразрывное единство и предрасполагают индивида к определённому поведению, автор рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида, направленных на себя. Я-концепция является важной характеристикой личности, через которую человек воспринимает различные характеристики своего «Я». Эти восприятия организуются в более или менее объективный, связанный, устойчивый целостный образ (Р.Мейли, 1975). 41 |