обусловлено тем, что в области национальной безопасности реализуются такие права граждан, как право на уважение личного достоинства, чести, покоя и неприкосновенности. Очевидно, что реализация таких прав возможна лишь в обстановке стабильности, спокойствия процессов общественной жизни и в первую очередь процессов внеколлективного общения1. Традиционно духовные (их иногда определяют как идеологические) гарантии понимались как культура общества, образованность и сознательность его членов. Правосознание признается активной составляющей духовных гарантий прав и свобод граждан. Отметим, что материальные факторы в жизни людей сами по себе не дают разгадки их поступков, ибо поведение никогда не бывает и не может быть автоматическим. Изменения в экономической сфере, рост кризисных явлений, крушение старых стереотипов мышления и переоценка ценностей, социокультурные изменения в духовной сфере жизни общества не объясняют поведение отдельных индивидов в конкретных ситуациях. Все стимулы, все влияния, исходящие из экономической, политической и социальной сфер, неизменно проходят через фильтры ментальности и культуры, получая в них своеобразное индивидуальное освещение, и только в этом преобразованном виде становятся движущими пружинами поведения людей в обществе. Выступая в качестве элемента общей темы гарантий прав и свобод граждан, духовные гарантии создают как раз ту среду, в которой Социальная психология рассматривает общение в ситуациях внеколлективного поведения как общение в тех объединениях людей, которые возникли на короткий срок, часто по случайному поводу в таких сущностях, как толпа, аудитория большого массового зрелища. См.: Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 1988. С. 155-167; Шерковкин Ю.Л. Социальная психология: Учебник. /Под ред. В. Предвечного. М., 1975. С. 281. Идеология, разумеется, есть в любом обществе, но только в тоталитарном она универсальна, принудительна насаждаема. Мы полагаем, что рассматриваемый вид гарантий точнее определить как духовные гарантии. См.: Гуревич П.С. Среди идеологий // Советская культура. 1990. 1 декабря; Давыдов Д., Розин М. Политическая мифология // Советская культура. 1990. 17 ноября; Библер B.C. Нравственность, культура, современность: философские раздумья о жизненных проблемах // Эстетическая мысль. М., 1990. С. 50-51. 179 |
89 сознание (включающее соответствующую идеологию и психологию), идеологическое многообразие, запрет на монополизацию идеологии, на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, оценку тех или иных явлений жизни прежде всего с позиций нравственности, справедливости, развитие духовных традиций, опору на нравственные основы, возможность личности реализовать свои способности на благо себе и всего общества, возможность межгосударственного обмена культурными ценностями. С точки зрения системности духовные гарантии тесно связаны с другими видами гарантий политическими, социальными, экономическими (материальными). Это обусловлено тем, что в сфере безопасности личности реализуются права граждан на уважение личного достоинства, чести, покоя и неприкосновенности. Очевидно, что реализация таких прав возможна лишь в обстановке стабильности, спокойного течения общественной жизни, и в перву ю очередь процессов внеколлективного общения1.Традиционно духовные (их иногда определяют как идеологические)2 гарантии понимаются как культура общества, образованность и сознательность его членов и т.д. Активной составляющей духовных гарантий прав и свобод граждан признается правосознание. Отметим, что материальные факторы, изменения в экономике, рост кризисных явлений, крушение старых стереотипов мышления и переоценка ценностей, социокультурные изменения в духовной жизни общества не объясняют поведения отдельного индивида в конкретных ситуациях. Все стимулы, все влияние экономической, политической, социальной сфер неиз1 С оц иальная п си х оло ги я рассматривает общ ен и е в ситуац иях в н еколлектив ного поведения как общ ен и е в т ех объединениях лю дей , которы е возникли на короткий срок, частью п о случ а й н о м у п о в од у в таких сущ н остях, как толп а, аудитория б о л ь ш о го м ассового зрели щ а. С м .: А н д р е е в а Г .М . С оциальная п си хологи я, М ., 1988. С . 155-167; Ш е р к о в к и н Ю .А . С оц иальная п си хологи я. / П о д ред. В .П ред вечн ого. М ., 1975. С . 281. 2Г у р е в и ч П .С . С реди и д еоло ги й // С ов. культура 1990 1 дек.; Д а в ы д о в Д., Р о з и н М . П оли ти ческая м и ф ологи я // С ов. культура. 1990. 17 нояб.; Б и б л е р B .C . Н равственн ость, культура, соврем енность: ф илософ ские раздум ья о ж изненны х п роблем ах Н Э тическая м ы сль. М ., 1990. С . 50-51. 9 0 менно проходят через фильтры ментальности и культуры, получая в них своеобразное индивидуальное освещение, и только в этом преобразованном виде становятся двигателем поведения человека в обществе. Выступая в качестве элемента общих гарантий прав и свобод граждан, духовные гарантии создают как раз ту среду, в которой реализуются права и свободы человека, щ осуществляются важные межсистемные связи его с духовно-нравственной жизнью общества. Поэтому, чтобы понять поведение людей, их поступки, необходимо не только определить материальные условия, в которых оно реализуется, но и установить истоки самого социального поведения. Именно на этот аспект проблемы м ы хотели б ы обратить внимание, раскрывая содержание и значение обших гарантий прав и свобод. Об щи е гарантии безопасности личности выступают в качестве условий ее обеспечения. Н о сами по себе они не могут реализоваться. Обеспечение безопасности личности связано не столько с общими условиями существования общества (экономическими, политическими и др.), сколько с юридическими средствами обеспечения, т.е. с ю р и д и ч е с к и м и г а р а н т и я м и ,которые в • литературе получили название специальных. М.С. Строгович, С.Н. Братусь и другие ученые в своих трудах указывали, что юридические гарантии права заключены как в самих правовых нормах, им е ю щ и х целью регулирование общественных отношении путем установления прав и обязанностей, так и в нормах, в рамках которых осуществляется юрисдикция при нарушении этих обязанностей и тем самым обеспечивается посредством государственного принуждения реализация материальных субъективных прав и исполнение нарушений или новой обязанности1.А.В. Мицкевич определял содержание юридических гарантий через характеристику государственной деятельности2. • _________________________ 1 С т р о г о в и ч М . С. Ф и лософ и я и правоведение // С ов. гос. и право. 1965. Ms 5. С . 80; Б р а т у с ь С .Н . Ю ридическая ответственность и законность. М .. 1976. С . 91. М и ц к е в и ч А .В . О гарантиях прав и св о бо д граж дан... // Сов. гос. и право. 1963. N ° 8. С .24-33, |