реализуются права и свободы граждан, причем следует отметить, что через духовные гарантии в рассматриваемой области осуществляются, реализуются права и межсистемные связи с духовно-нравственной сферой жизни общества. Таким образом, объективные процессы являются лишь потенциальными причинами поведения людей, актуальными же они становятся, будучи преобразованными в факты общественного сознания. Поэтому, чтобы понять поведение людей, их поступки в рассматриваемой области, необходимо не только констатировать определенные материальные условия, но и установить истоки самого социального поведения. Именно на этот аспект проблемы мы хотели бы обратить внимание, раскрывая содержание и значение общих гарантий прав и свобод. Общие гарантии национальной безопасности, выступающие в качестве условий их реализации, охраны и защиты, сами по себе не могут обеспечить их правомерную реализацию, поскольку их обеспечение связано не столько с общими условиями (экономическими, политическими и т.д.) общества, выступающими в качестве общих гарантий, сколько юридическими средствами обеспечения, т.е. с юридическими гарантиями, которые в литературе получили название специальных. ! С.Н. Братусь заметил, что юридические гарантии права заключены как в самих правовых нормах, имеющих своей целью регулирование путем установления прав и обязанностей общественных отношений, так и в тех нормах, в рамках которых осуществляется юрисдикция при нарушении этих обязанностей, и тем самым обеспечивается посредством государственного принуждения реализация материальных субъективных прав . A.B. Мицкевич определял содержание 180 Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 91.* |
9 0 менно проходят через фильтры ментальности и культуры, получая в них своеобразное индивидуальное освещение, и только в этом преобразованном виде становятся двигателем поведения человека в обществе. Выступая в качестве элемента общих гарантий прав и свобод граждан, духовные гарантии создают как раз ту среду, в которой реализуются права и свободы человека, щ осуществляются важные межсистемные связи его с духовно-нравственной жизнью общества. Поэтому, чтобы понять поведение людей, их поступки, необходимо не только определить материальные условия, в которых оно реализуется, но и установить истоки самого социального поведения. Именно на этот аспект проблемы м ы хотели б ы обратить внимание, раскрывая содержание и значение обших гарантий прав и свобод. Об щи е гарантии безопасности личности выступают в качестве условий ее обеспечения. Н о сами по себе они не могут реализоваться. Обеспечение безопасности личности связано не столько с общими условиями существования общества (экономическими, политическими и др.), сколько с юридическими средствами обеспечения, т.е. с ю р и д и ч е с к и м и г а р а н т и я м и ,которые в • литературе получили название специальных. М.С. Строгович, С.Н. Братусь и другие ученые в своих трудах указывали, что юридические гарантии права заключены как в самих правовых нормах, им е ю щ и х целью регулирование общественных отношении путем установления прав и обязанностей, так и в нормах, в рамках которых осуществляется юрисдикция при нарушении этих обязанностей и тем самым обеспечивается посредством государственного принуждения реализация материальных субъективных прав и исполнение нарушений или новой обязанности1.А.В. Мицкевич определял содержание юридических гарантий через характеристику государственной деятельности2. • _________________________ 1 С т р о г о в и ч М . С. Ф и лософ и я и правоведение // С ов. гос. и право. 1965. Ms 5. С . 80; Б р а т у с ь С .Н . Ю ридическая ответственность и законность. М .. 1976. С . 91. М и ц к е в и ч А .В . О гарантиях прав и св о бо д граж дан... // Сов. гос. и право. 1963. N ° 8. С .24-33, |