Проверяемый текст
Прудников, Анатолий Семенович. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел : Теоретико-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 182]

Обеспечение национальной безопасности начинается с базового нормотворческого определения наказуемых посягательств, а также основных принципов и возможностей правозащиты в государстве, включая общегосударственные обязательства, главные ее способы, допустимые пределы.
Важнейшая роль
здесь принадлежит Конституции, закрепившей приверженность России соответствующим международным стандартам, согласно которым права человека необходимо охранять "властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения” .
Конституция подчеркивает равенство всех перед законом и судом (ч.
1 ст.
19); закрепляет соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства (ст.
2); не допускает применения затрагивающих права и свободы нормативно-правовых актов, если они не
опубликованы официально для всеобщего сведения (ч.
3 ст.
15); провозглашает гарантированность государственной защиты прав и свобод и возможность каждого защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (ч.
1,2 ст.
45) и др.
В отраслевом законодательстве
развиваются, конкретизируются, дополняются многие положения.
Так, характерна нацеленность на обеспечение безопасности личности норм Уголовного кодекса Российской Федерации2, определяющего ряд посягательств на них как преступные с вытекающими отсюда последствиями.
Одновременно Кодекс регламентирует правомерность самозащиты через понятия необходимой обороны (ст.
37), крайней необходимости (ст.
39),
регламентирует правомерность причинения вреда лицу, задерживаемому за совершение преступления (ст.
38), в том числе и против личности и ее прав и т.д.
См.: Преамбула Всеобщей декларации прав и свобод человека (1948): Утверждена Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г.
// Ведомости СНД и ВС РСФСР.
1991.
№ 52.
Ст.
1865.
2Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.
// СЗ РФ.
1996.
№ 25.
Ст.
2954...2006.
№ 2.
Ст.
176.
182
[стр. 91]

Анализ этих и других определений, высказанных различными авторам и 1,показывает, что они направлены на создание для личности и государства оптимальной социально-правовой среды.
Здесь имеются в виду все правовые системы, регламентирующие правовой статус личности, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (с определением их значимости, границ использования, юридической силы и т.д.).
Путь к юридическому обеспечению безопасности личности начинается с законодательного оформления сущности государства (конституционного строя), его приверженности демократическим политико-правовым принципам (правовая государственность, верховенство закона, разделение властей, приоритет личности во взаимоотношениях с государством).
Определяющими должны быть нормы о правовом статусе личности, которые являются составной частью правовой системы страны и основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права, а также придаваемый личности официальный социально-юридический смысл.
Обеспечение безопасности личности начинается с базового нормотворческого определения наказуемых посягательств на нее, а также основных принципов и возможностей правозащиты в государстве (включая общегосударственные обязательства, главные ее способы, допустимые пределы).
Ва жнейшая роль
принадлежит Конституции, закрепившей приверженность России соответствующим международным стандартам, согласно которым права человека необходимо охранять «властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к ' В о е в о д и н Л .Д .
П о лн ота и конкретность гарантий — необходим ая предпосы лка у с пеш ной реализации конституционны х прав и св о б о д граж дан // П р об лем а развития представительны х органов власти социалистического государства.
М ., 1979.
С .
94; В и т р у к Н .В .
О сн овы теории правового полож ения ли чн ости в социалистическом общ естве.
М ., 1 9 7 9 .С .
1 9 4 ; И в а н о в Л .П .
Гарантии конституц ионны х прав и обязанностей советских граждан.
Вы п.
17.
М ., 1969.
К н.
1.
С .
107-122.


[стр.,92]

92 восстанию против тирании и угнетения» (преамбула Всеобщей декларации прав человека).
Конституция подчеркивает равенство всех перед законом и судом (ч.
1 ст.
19), закрепляет соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства (ст.
2), не допускает применения затрагивающих права и свободы нормативно-правовых актов, если они не
ф опубликованы официально для всеобщего сведения (ч.
3 ст.
15), провозглашает гарантированность государственной защиты прав и свобод и возможность каждого защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (ч.
1,2 ст.
45) и др.
В отраслевом законодательстве
многие положения получают дальнейшее развитие, конкретизируются и дополняются.
Так, для Уголовного кодекса Российской Федерации, характерна нацеленность норм на обеспечение безопасности личности, определяющих ряд посягательств на нее как преступные с вытекающими отсюда последствиями1.Одновременно кодекс регламентирует правомерность самозащиты через понятия необходимой обороны (ст.
37), крайней необходимости (ст.
39),
а также правомерность причинения вреда лицу в момент задержания за совершение преступления • (ст.
38) и т.д.
В широком плане гарантии безопасности личности определяются уровнем развития демократического института ответственности государства перед своими гражданами за нарушение их прав и свобод2.Действующая Ко нституция подтвердила приверженность Российской Федерации этой аксиоме правовой государственности, предусмотрев охрану законом не только прав потерпевших от злоупотреблений властью (ст.
52), но и вообще право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц * 1С обран и е законодательства Российской Ф едерации.
1996.
X? 25.
Ст.2954.
2 Б о й ц о в а Л .
Граж данин против государства? И О бщ ествен н ы е науки и соврем енность.
1994.
X s 4 .
C .
4 2 5 0 ; М а л е и н Н .С .
С оврем енны е п р о блем ы ю ридической ответственности // Г о с .
и право.
1994.
Xâ 6.
С .
23-32; О бщ ая теория прав человека.
М ., 1996.
С.
297-301.

[Back]