Проверяемый текст
Прудников, Анатолий Семенович. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел : Теоретико-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 183]

В широком плане гарантии национальной безопасности можно определить уже через развитость демократического института ответственности государства перед своими гражданами за нарушение их прав и свобод .
Действующая Конституция подтвердила приверженность Российской Федерации этой аксиоме правовой государственности, установив не только охрану законом прав потерпевших от злоупотреблений властью (ст.
52), но и вообще право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц
(ст.
53).
Названный институт включает в себя целый комплекс необходимых гарантирующих мер сугубо охранительного характера и некоторых обеспечивающих мер, нередко в совокупности: имущественные компенсации, акты моральной реабилитации, наказание виновных, установление льготных режимов для пострадавших и т.д.
Как известно, вопрос
сегодня состоит в должной реализации института ответственности государства, что осложняется проблемами ее материальнофинансового обеспечения2.
В перечень наиболее распространенных
основных гарантий непосредственно безопасности гражданина входят: выявление фактов нарушений прав и свобод; средства их восстановления; меры юридической ответственности; меры пресечения действий, нарушающих права и свободы или создающих тому угрозу; процессуальные формы (процедуры) охраны прав и свобод.
В большинстве случаев те или иные способы используются в различных комбинациях.
Примечательно, что поскольку нарушение или прочие посягательства на субъективное право в принципе могут Подробнее см.: Бойцова.
Л.
Гражданин против государства? //
Общественные науки и современность.
1994.

№ 4.
С.42-50; Малеин Н.С.
Современные проблемы юридической ответственности//Государство и право.
1994.

№ 6.
С.
23-32 и др.
2См.: Ростовщиков И.В.
Указ.
раб.
С.
865.
183
[стр. 92]

92 восстанию против тирании и угнетения» (преамбула Всеобщей декларации прав человека).
Конституция подчеркивает равенство всех перед законом и судом (ч.
1 ст.
19), закрепляет соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства (ст.
2), не допускает применения затрагивающих права и свободы нормативно-правовых актов, если они не ф опубликованы официально для всеобщего сведения (ч.
3 ст.
15), провозглашает гарантированность государственной защиты прав и свобод и возможность каждого защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (ч.
1,2 ст.
45) и др.
В отраслевом законодательстве многие положения получают дальнейшее развитие, конкретизируются и дополняются.
Так, для Уголовного кодекса Российской Федерации, характерна нацеленность норм на обеспечение безопасности личности, определяющих ряд посягательств на нее как преступные с вытекающими отсюда последствиями1.Одновременно кодекс регламентирует правомерность самозащиты через понятия необходимой обороны (ст.
37), крайней необходимости (ст.
39), а также правомерность причинения вреда лицу в момент задержания за совершение преступления • (ст.
38) и т.д.
В широком плане гарантии безопасности личности определяются уровнем развития демократического института ответственности государства перед своими гражданами за нарушение их прав и свобод2.Действующая Ко нституция подтвердила приверженность Российской Федерации этой аксиоме правовой государственности, предусмотрев охрану законом не только прав потерпевших от злоупотреблений властью (ст.
52), но и вообще право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц *
1С обран и е законодательства Российской Ф едерации.
1996.
X? 25.
Ст.2954.
2 Б о й ц о в а Л .
Граж данин против государства?
И О бщ ествен н ы е науки и соврем енность.
1994.

X s 4 .
C .
4 2 5 0 ; М а л е и н Н .С .
С оврем енны е п р о блем ы ю ридической ответственности // Г о с .
и право.
1994.

Xâ 6.
С .
23-32; О бщ ая теория прав человека.
М ., 1996.
С.
297-301.


[стр.,93]

(ст.
53).
Демократический институт ответственности включает комплекс необходимых гарантирующих мер сугубо охранительного характера (они рассматриваются далее) и некоторых мер, обеспечивающих (нередко в совокупности) наказание виновных, имущественную компенсацию, моральную реабилитацию, льготный режим для пострадавших и т.д.
Как известно, вопрос
о должной реализации этого комплекса необходимых гарантирующих мер сегодня стоит особенно остро, поскольку осложняется проблемами материально-финансового обеспечения1.
В перечень наиболее распространенных
способов непосредственного обеспечения безопасности личности входят: выявление фактов посягательств на личность; предупреждение и пресечение посягательств; средства восстановления нарушенных прав; меры юридической ответственности; процессуальные фо рм ы охраны и т.д.
В большинстве случаев перечисленные способы используются в различных комбинациях.
Поскольку нарушение или иное посягательство на субъектное право может иметь место на любой стадии реализации последнего, постольку и необходимость в его охране также может возникнуть в любой момент, а затем реализация продолжается в обычном порядке.
Н а выявление фактов нарушений безопасности личности направлены контрольно-надзорные функции многих органов власти и управления и, безусловно, суда и прокуратуры.
Этому непосредственно подчинена деятельность Уполномоченного по правам человека2.Отдельные контрольные задачи решают президентские структуры, в частности администрация Президента РФ.
Н а раскрытие и расследование преступлений, посягающих на безопасность личности, направлена в основном оперативно-розыскная, следственная деятельность органов внутренних дел.
Ряд соответствующих функций 93 ' Р о с т о в щ и к о в И .В .У к а з .р а б .С .865.
2Ф ед ер а льн ы й конституционны й закон Р осси й ск ой Ф едерац ии « О б У п олн ом о ч ен н о м по правам человека в Р Ф » //Собрание законодательства Р Ф , 1997.
С т.
1011.

[Back]