вование и возможности прогрессивного развития человека, личности, общества и государства. Безопасность, в том числе и ее понятие, должны рассматриваться с позиции приоритета общечеловеческих ценностей, а сама деятельность по обеспечению безопасности человека, общества и государства в качестве объективной необходимости, имеющей не только общесоциальную, но и нравственную ценность, а также непосредственно юридическую значимость. С этой точкой зрения в той или иной мере согласны и другие ученые . В результате, понятие безопасность превратилось в междисциплинарное, интегративное и комплексное понятие, отражающее в данном качестве жизненно важные интересы развития личности, общества и государства. Здесь необходимо отметить, что диссертант выступает сторонником обеспечения безопасности, прежде всего человека и общества, но не менее важно обеспечить безопасность и институтов государства. Мировая история свидетельствует, что крепкое государство и сильная власть могут являться гарантами естественных прав человека, свободы и достоинства личности. Однако история показывает, что власть также может быть и причиной нарушения прав и свобод, сама представлять опасность для человека и общества. В такой ситуации человек и общество могут стать заложниками государства, а следовательно, они выступают на ступень выше по своей значимости. В этой связи определенный интерес вызывает позиция Л.И. Шершнева о понимании безопасности. Он считает, что в основе "компетенции безопасности, ее структур и механизмов должно лежать новое ноосферное мировидение, новое представление о целях и жизненНапример, Н.Д. Казаков определяет безопасность как "динамически устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельности по защите от внутренних и внешних угроз, по обеспечению таких внутренних и внешних условий существования государства, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса общества и его граждан". Казаков Н.Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления). М., 1994. С. 62-63. 24 * |
60 О .А . Б ельк ова, хар ак тери зую щ его б езо п а с н о с ть как «со с то я н и е , тенденции развития (в т о м ч и с ле л а т ен т н ы е) и у с л о в и я ж и зн едеятельн ости соц и ум а, его стр ук тур , и н сти тутов и устан овлен и й , при к ото р ы х обесп ечи вается сохр ан ение и х к ачествен н ой оп р ед елен н ости с о б ъ ек ти в н о о б у сл о в л е н н ы м и природе и е ю о п р е д еля е м о й ф ун к ц и он и р о в а н и е»1. Н а наш взгляд , прав С .В . С теп аш и н , отм ечая, ч т о Закон « О б езо п а сн о с т и » (с т Л ), закрепив о ч ен ь важ ны е п о ло ж ен и я соо тв етств ую щ ей теории, вероятнее в сего п р ед п олагает н е о б х о д и м о с т ь соблю д ен и я балан са ж изн ен н о важ ны х и н тер есов человек а, о б щ еств а и госуд ар ства и и х взаим ную отв етств ен н ость п о о б есп еч ен и ю безоп асн ости . В м ест е с тем закон, считает автор, н е устан авли вает п еречен ь ж и зн ен н о важ ны х интересов и критерии оц ен к и степ ен ей и х защ и щ ен н ости , не к он к р ети зи р ует виды безопасности. И зв естн о, ч т о ж и зн ен н о важ ны е и н тер есы это та сов о к уп н о сть п отр еб н о стей , уд о в лет в о р е н и е которы х н адеж но об есп еч и в а ет сущ ествован и е и возм о ж н о сти п р огр есси в н ого развития ли ч н о ст и , о б щ еств а и государства. П о э т о м у б езо п а сн ость, по м н ен и ю С .В . С теп а ш и н а д о лж н а рассм атриваться с п ози ц и й п р и ор и тета о б щ е ч е ло в е ч е ск и х ц ен н остей , а сам а д ея тельн о сть п о ее о б ес п еч е н и ю в качестве объек ти вн ой н е о б х о д и м о с ти , и м ею щ ей не то льк о о б щ е с о ц и а льн у ю , н о и н р авствен н ую ц ен н о сть, а такж е н еп оср ед ствен н о ю р и д и ч еск ую зн ачи м ость2. Э т у т о ч к у зрения в той и ли и н ой м ер е р а зд еля ю т и д р уги е уч ен ы е3. Н априм ер, Н .Д . К азаков о п р ед еля ет б езо п а с н о с ть как «д и н ам и ч еск и у с т о й 1Б е я ь к о в О . А . Понятийно-категорический аппарат концепции национальной безопасности //«Безопасность»: Инфор. сборник. 1994. № 3 (19). С. 91. 2 С т е п а ш и н С.В. Безопасность человека и общества: Монография. СПб., 1994. С. 1517. 5Д з е Й т о в С.А. Государство и экологическая безопасность (теоретико-правовой аспект): Автореф. дисс... канд.юр.наук. СПб, 1994; А д а ш к е в н ч Ю.Н. Безопасность предпринимательства. В каком направлении идти // «Безопасность»: Инфор. сборник. 1994. Ks 3 (19). С. 49-52; В л а д и м и р о в Ю.И., П а в л о в А.С. Внешнеэкономический аспект экономической безопасности Российской Федерации//Там же. С. 60-65; Ж а н д а р о в А.М ., П е т р о в А.А. Экономическая безопасность России: определения, гипотезы, расчеты// Там же. С. 40-48. 61 чивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельность по защите от внутренних и внешних угроз, по обеспечению таких внутренних и внешних условий существования государства, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса общества и его граждан». Это понятие, считает он, превратилось в комплексное, междисциплинарное и интегративное, отражающее в данном качестве жизненно важные интересы развития личности, общества, государства1. Здесь Н.Д. Казаков выступает как сторонник обеспечения безопасности человека и общества исключительно через соответствующие институты государства. Действительно, история свидетельствует, что только крепкое государство и сильная власть могут быть гарантами естественных прав человека, свободы и достоинства личности. Однако история показывает и другое: власть может быть причиной нарушения этих прав и свобод, сама представлять опасность для человека и общества. В такой ситуации человек и общество становятся заложниками государства. В этой связи интересна позиция Л.И. Шершнева, который считает, что в основе «концепции безопасности, ее структур и механизмов должно лежать новое ноосферное мировидение, новое представление 0 целях и жизненно важных интересах и базовых ценностях России, ее роли и месте в мировом сообществе». При этом ключевым элементом ноосферного устройства жизни выступает человек, но не как средство для достижения чужих целей, а как абсолютная цель. Абсолютная ценность человека является мерой всему, и целью общества выступает личность безопасного типа для себя, окружающих, среды обитания2. Представляется интересным подход М.А. Лескова к пониманию безопасности. Он отмечает, что безопасность необходимо рассматривать как явление, тождественное гомеостату системы, «под которым принято лони1 К а з а к о в Н .Д . Безопасность и синергетика (осзыт ф илософ ского осм ы сления). М ., 1994. С . 62-63. ' Ш е р ш н е в Л .И . Б езопасность: государственны е н общ ественны е устои // «Б езоп асн о ст ь»: И нф ор. сборник. 1994. № 4 (2 0 ). С . 66. |